ЗаключениеСтраница 1
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.
Исследования в этой области показали, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.
На современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.
В ходе написания курсовой работы была достигнута цель – изучены модели социально-профилактической работы по предупреждению агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:
1. В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.
2. Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.
3. В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.
4. Рассмотрен опыт профилактической работы с агрессивными детьми на примере дошкольного образовательного учреждения №14 г. Зеи. Применяемые технологии работы с детьми: ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, аутогенная тренировка, релаксация, консультации, родительские собрания и просвещение, информирование об агрессивности в детском возрасте.
Подводя общий итог можно сказать следующее, что для повышения эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
ВОПРОС |
ОТВЕТЫ агрессивных детей |
ОТВЕТЫ неагрессивных детей |
1.Каких людей ты считаешь агрессивными? |
Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей ) |
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных(63% мальчиков, 80% девочек ) |
2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым? |
Дрался, ударил бы (83% мальчиков, 27% девочек ), Обрызгала, испачкала (36% девочек ) |
Прошёл бы мимо, отвернулся(83% мальчиков, 40% девочек ) Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек ) |
3.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком(девочкой)? |
Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек ) Убежала бы(36% девочек ) |
Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек ) |
4.Считаешь ли ты себя агрессивным? |
Нет – 88% мальчиков, 54% девочек Да – 12% мальчиков, 46% девочек |
Нет – 92% мальчиков, 100% девочек Да – 8% мальчиков |
Глава IV.
Основная цель данной главы – установить понятие «ошибочные действия», рассмотреть виды ошибочных действий, подтверждая теорию примерами из повседневной жизни.
Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить с помощью схем психоанализа. И действительно, он сумел найти толкование ...
Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного
возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...
Исследование социально – психологической готовности к школе детей
Проведение диагностирующего эксперимента осуществлялось на базе МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад «Золушка» и МОУ №18 предшкольного образования.
Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей подготовительной группы посещающих детский сад, в количестве 25 человек (Приложение 1). Вторая ...