Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
Страница 1

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми

В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов— научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события.

Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление вну­тренней изоляции, на формирование в ребен­ке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. За­дачу эту можно решить, отказавшись от неко­торых привычных форм, присущих дошколь­ным учреждениям. Традиционные воздейст­вия - убеждения, объяснения, ссылка на поло­жительные примеры, призыв не обижать дру­гих - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порож­дают ориентацию на конкурентность и проти­вопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщен­ности и отчужденности. Основная задача, ко­торая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, - сформиро­вать чувство общности с другими, желание ви­деть и понимать сверстников. Главное - по­мочь ребенку увидеть в ровеснике не против­ника или конкурента, а интересного и само­ценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного по­ведения, а не ограничиваться лишь сня­тием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессив­ных проявлений, их тяжесть, степень от­клонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффек­тивным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально орга­низуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический матери­ал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивно­му ребенку следует предлагать роли сла­бых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Ес­ли же ребенку достается роль агрессив­ного персонажа, необходимо акцентиро­вать внимание на таких качествах пер­сонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффек­тивной только тогда, когда к ней при­влечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.

Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как в плане ознакомления их с причина­ми детской агрессивности, психологиче­скими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в органи­зации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хо­рошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а от­дельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, пси­холог) должны понимать, что исправ­ление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая по­нимания проблем таких детей и тер­пения. Родители должны помочь своим де­тям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного.

Страницы: 1 2 3 4

Закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психоло ...

Глава первая. Психофизиология толпы
Вопрос об уголовной ответственности сравнительно прост, если виновником преступления является одно лицо. Напротив, он значительно осложняется, когда в одном и том же преступлении участвует много лиц, так как тогда нужно исследовать участие, которое принимал каждый в данном преступном действии. Но вопрос делается крайне трудным, когда ви ...

Дауншифтинг – гармония труда
Когда император Диоклетиан (284–305 гг. н.э.) оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Успешный банкир, Гоген бросил карьеру и привычный образ жизни, отправившись на Таити, чтобы посвятить всё своё время живописи. И сейчас многие удивляются, когда вчерашние топ-менеджеры, преуспевающие ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru