Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми
Страница 3

Материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Социальное прогнозирование как метод в профилактической работе с агрессивными детьми

Оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.

Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения. В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

Дети младшего и среднего возраста (4—5 лет), которые не всегда могут вербализовать свои мысли и чувства, можно обучить переносу гнева на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале работников социальной службы должны быть резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с водой), подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе детей, но в то же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. Релаксация – это физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приёмов. Упражнения, позволяющие научиться расслаблению, являются одной из составляющих работы с агрессивностью. Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным формированием у ребёнка способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние. Это состояние запускается спонтанно глубоким и полным мышечным расслаблением при наличии трёх условий: достаточного уровня утомления, благоприятных для расслабления внешних условий, отсутствие психологических источников активности. Релаксация достигается на фоне установки на покой и отдых посредством трёх действий: проговариванием определённых словесных формул, управление вниманием и образными представлениями. Возможности аутогенной тренировки в нормализации состояния человека после сеансов: самочувствие и работоспособность хорошо отдохнувшего уравновешенного человека. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение.

В процессе социально-профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

Страницы: 1 2 3 4

Типология систем ценностных ориентаций личности в философии и психологии
В философии и психологии к настоящему времени предложено множество классификационных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них. Автор Основание классификации Ценности Н.А. Бердяев Ценность как объект направленности человека Духовные, социальные, материальные В.П. Тугаринов ...

Сплоченность, как один из факторов совместимости.
Сплоченность летного экипажа как показатель отношений, является одним из важнейших факторов, определяющих характер взаимодействия в летном экипаже. Наряду с этим сплоченность – это результат оптимальной совместимости членов экипажа и условие эффективности групповой работы. Сплоченность, как устойчивость структуры группы, ее способность ...

Сотворчество педагога и учащегося в художественном образовании
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных в предыдущей главе способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования. Худ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru