Закономерности развития класса как психологической
общностиСтраница 2
Данная модель представляет большой интерес для всех специалистов, работающих в школе, но, к сожалению, не существует формализованной методической процедуры для диагностики этапа развития класса по модели Стенфорда-Роарка. Другая сложность заключается в том, что авторы модели не уделяют достаточно внимания механизмам развития класса как психологической общности, не ясно за счет чего группа переходит с одного уровня на другой. В этом плане более продуктивными нам кажутся попытки анализа групповой динамики на базе деятельностного подхода. Одна из таких попыток принадлежит Л.И. Уманскому.
В основу его "параметрического" подхода положено представление о ряде параметров группы как об отличительных признаках процесса развития. К этим параметрам относятся: содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; организационное единство группы; групповая подготовленность в той или иной деловой сфере; психологическое единство, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях и т.д. В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа может находиться на одном из следующих этапов группового развития:
номинальная группа,
группа-ассоциация,
группа-конгломерат,
группа-кооперация,
коллектив или корпорация.
Данная концепция рассматривает процесс развития группы как становление коллективного субъекта деятельности. Если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь только намечаются, то группа-кооперация представляет собой уже хорошо развитую и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой компетентности и сплоченности. Уманский предлагает два возможных пути развития после уровня кооперации: коллектив представляет собой высший уровень социально-психологического развития группы, для которого характерно превращение номинальной группы в действительный коллективный субъект группы, открытый для взаимодействия с внешним миром. Второй вариант - корпорация, такая группа, которая характеризуется гипертрофированными чертами автономизации от общения, групповым эгоизмом, изоляцией, часто добровольной, от более широкой социальной общности [29].
Подход Уманского интересен еще и потому, что существует методика самооценки группой уровня ее развития, разработанная А.Н. Лутошкиным. Этот прием хорош для использования именно в работе с детьми, т.к. представляет собой образно-символические сравнения: от "песчаной россыпи", "мягкой глины" через "мерцающий маяк" и "алый парус" к "горящему факелу" [14]. Процедура проведения этой методики может быть организована по-разному. Можно проводить ее индивидуально с каждым учащимся, а затем смотреть среднюю оценку по группе. Более адекватно - организовать групповое обсуждение вопроса о характере отношений в группе с обязательным окончательным ответом на вопрос об уровне развития. Второй вариант сложнее и требует участия или помощи при подготовке школьного психолога.
Проблема сформированности школьного коллектива - это действительно важная проблема. В педагогике существует идея о важнейшей роли коллектива сверстников в воспитательном процессе. С этой точки зрения, естественно, важно оценить возможности влияния группы на личность школьника, ведь чем выше уровень развития класса, тем более сильно его воздействие на ребят. Только в развитой группе можно говорить о существовании системы норм и статусной структуре. Однако учебная деятельность в нашей школе носит чисто индивидуальный характер и лишь внешне выглядит как коллективная. Исследования показывают, что школьные классы редко достигают высокого уровня психологического развития, группообразующую функцию при этом выполняют какие-то другие виды деятельности, но не учебная. Позиция учителя в школьном классе весьма специфична. С одной стороны, он проводит с ребятами очень много времени (особенно классный руководитель), как бы является членом их коллектива, но учителю мешают стать полноправным членом коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт. Педагог никогда не сможет быть полностью равным ребенку, но, к этому и не следует стремиться. Такое положение учителя затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому учителя считаются плохими экспертами в вопросах взаимоотношений их учеников.
Правила нашей группы
После того, как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила.
Тренинг помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личност ...
Сравнительный анализ проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля
руководства
На первом этапе исследовалось стиль руководства менеджеров и их эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании принимали участие одна группа менеджеров фирмы: 32 чел. (22 – мужчины, 10 – женщины). Тесты предоставлялись участникам для того, чтоб ...
Введение.
Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и п ...