Закономерности развития класса как психологической общности
Страница 2

Материалы » Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе » Закономерности развития класса как психологической общности

Данная модель представляет большой интерес для всех специалистов, работающих в школе, но, к сожалению, не существует формализованной методической процедуры для диагностики этапа развития класса по модели Стенфорда-Роарка. Другая сложность заключается в том, что авторы модели не уделяют достаточно внимания механизмам развития класса как психологической общности, не ясно за счет чего группа переходит с одного уровня на другой. В этом плане более продуктивными нам кажутся попытки анализа групповой динамики на базе деятельностного подхода. Одна из таких попыток принадлежит Л.И. Уманскому.

В основу его "параметрического" подхода положено представление о ряде параметров группы как об отличительных признаках процесса развития. К этим параметрам относятся: содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; организационное единство группы; групповая подготовленность в той или иной деловой сфере; психологическое единство, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях и т.д. В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа может находиться на одном из следующих этапов группового развития:

номинальная группа,

группа-ассоциация,

группа-конгломерат,

группа-кооперация,

коллектив или корпорация.

Данная концепция рассматривает процесс развития группы как становление коллективного субъекта деятельности. Если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь только намечаются, то группа-кооперация представляет собой уже хорошо развитую и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой компетентности и сплоченности. Уманский предлагает два возможных пути развития после уровня кооперации: коллектив представляет собой высший уровень социально-психологического развития группы, для которого характерно превращение номинальной группы в действительный коллективный субъект группы, открытый для взаимодействия с внешним миром. Второй вариант - корпорация, такая группа, которая характеризуется гипертрофированными чертами автономизации от общения, групповым эгоизмом, изоляцией, часто добровольной, от более широкой социальной общности [29].

Подход Уманского интересен еще и потому, что существует методика самооценки группой уровня ее развития, разработанная А.Н. Лутошкиным. Этот прием хорош для использования именно в работе с детьми, т.к. представляет собой образно-символические сравнения: от "песчаной россыпи", "мягкой глины" через "мерцающий маяк" и "алый парус" к "горящему факелу" [14]. Процедура проведения этой методики может быть организована по-разному. Можно проводить ее индивидуально с каждым учащимся, а затем смотреть среднюю оценку по группе. Более адекватно - организовать групповое обсуждение вопроса о характере отношений в группе с обязательным окончательным ответом на вопрос об уровне развития. Второй вариант сложнее и требует участия или помощи при подготовке школьного психолога.

Проблема сформированности школьного коллектива - это действительно важная проблема. В педагогике существует идея о важнейшей роли коллектива сверстников в воспитательном процессе. С этой точки зрения, естественно, важно оценить возможности влияния группы на личность школьника, ведь чем выше уровень развития класса, тем более сильно его воздействие на ребят. Только в развитой группе можно говорить о существовании системы норм и статусной структуре. Однако учебная деятельность в нашей школе носит чисто индивидуальный характер и лишь внешне выглядит как коллективная. Исследования показывают, что школьные классы редко достигают высокого уровня психологического развития, группообразующую функцию при этом выполняют какие-то другие виды деятельности, но не учебная. Позиция учителя в школьном классе весьма специфична. С одной стороны, он проводит с ребятами очень много времени (особенно классный руководитель), как бы является членом их коллектива, но учителю мешают стать полноправным членом коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт. Педагог никогда не сможет быть полностью равным ребенку, но, к этому и не следует стремиться. Такое положение учителя затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому учителя считаются плохими экспертами в вопросах взаимоотношений их учеников.

Страницы: 1 2 3

Человек как предмет общей психологии.
Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие ...

Приложения
Приложение 1 Составные части конфликта Приложение 2 МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. РОКИЧ) ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас Вам будет предъявлен набор суждений. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана как отдельное суждение. Вн ...

Индивидуальность концепции риска
Избираемые при управлении меры защиты или снижения риска определяются величиной опасности, степень риска которой является результатом личной оценки, вытекающей из накопленных знаний, направленности действий, темперамента и характера конкретного человека. Один и тот же риск разные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И главным для ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru