Юмор в структуре психологической защиты личности. Юмор как форма совладающего поведения
Страница 4

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Юмор в структуре психологической защиты личности. Юмор как форма совладающего поведения

Юмор как комплексный феномен включает несколько аспектов его рассмотрения специалистами из разных областей – лингвистами, социологами, психологами, этологами:

1) создание юмористического, изучение его природы, заложенное еще в трудах Аристотеля,

2) оценивание юмора, понимание смешного,

3) чувство юмора как персональная черта, как естественная склонность смеяться над разными вещами, включая самого себя. И ядром, объединяющим все три аспекта изучения комического, является личность, создающая, понимающая и использующая юмор в своей жизнедеятельности. Хотя на поведение людей во многом влияют ситуативные факторы, например, шутки на вечеринке ожидаемы с большей вероятностью, чем на похоронах, все-таки одни люди используют юмор с большей готовностью, чем другие [15, с. 124].

Для описания характерных особенностей этих людей исследователи используют понятие «чувство юмора», «нечто подобное чувству прекрасного в искусстве или тонкому слуху для восприятия музыки», как очень желательное, но плохо определенное свойство личности. Чувство юмора «настолько всеобъемлюще и высоко ценимо, что сказать о человеке: «У него замечательное чувство юмора», – почти синонимично высказыванию: «Он интеллигентный, компанейский человек, и я его очень люблю»». При этом большинство людей считают, что обладают чувством юмора, которое связывается с другими желательными качествами и характеристиками – дружелюбием, отзывчивостью, богатым воображением, креативностью, проницательностью и др. Возможно, поэтому 94% участников исследования оценили собственное чувство юмора как среднее или выше среднего.

Сложность и методологическая трудность изучения разных аспектов юмора при его очевидной важности в различных областях человеческой жизни привела к отсутствию общепсихологической концепции комического, которая позволила бы связать разного рода исследования на единой основе. Можно только отметить смену подходов к юмору от рассмотрения его как преимущественно агрессивного и отчасти социально неуместного к психологически здоровому и социально одобряемому.

Подтверждением тому в настоящее время является обилие телепередач юмористической направленности, популярность писателей-сатириков, комедийных героев и фильмов. Ни одно периодическое издание, экспертное или популярное, не обходится без элемента комического – анекдота или карикатуры. Все чаще встречается использование приемов комического в рекламе, несмотря на запрет небожителя рекламного бизнеса Д. Огилви на его использование.

Подводя краткие итоги, можно утверждать, что разные подходы в исследованиях личности предполагают различные способы концептуализации и измерения чувства юмора:

а) как привычный паттерн поведения (склонность часто шутить, развлекать других и смеяться в ответ на юмор других людей);

б) как способность (генерировать, понимать и запоминать шутки);

в) как черта характера (смешливость, жизнерадостность, игривость);

г) как эстетическая реакция (получение удовольствия от конкретных типов юмористического материала);

д) как установка (положительное отношение к юмору и веселым людям);

Страницы: 1 2 3 4 5

Организация и методики исследования. Организация исследования
Исследование проводилось 2008 году. Эмпирическим объектом являлись студенты ПГТИ г. Перми. Общая выборка была разделена на две группы: 7 студентов, проживающих в родительской семье, и 7 студентов, живущих отдельно от родителей. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет. Испытуемые были выровнены по половому признаку. В соответствии с задачам ...

Деловые встречи
К вам в кабинет (если таковой имеется), возможно, часто приходят самые разные посетители: торговые агенты, представители других фирм, ваш секретарь, пришедшие на собеседование люди, которые могут стать вашими будущими сотрудниками, коллеги, занимающие аналогичное вашему или отличающееся от него положение, клиенты и потенциальные заказчи ...

Стратегии выработки группового решения
Существо принятия решения в группе заключается в переходе от индивидуальных решений, принимаемых каждым ее членом, к коллективным, выражающим точку зрения группы в целом. Можно выделить несколько типов подобного перехода, так называемых стратегий выработки группового решения. В первую очередь это стратегия простого большинства, т. е. пр ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru