Юмор в структуре психологической защиты личности.
Юмор как форма совладающего поведенияСтраница 4
Юмор как комплексный феномен включает несколько аспектов его рассмотрения специалистами из разных областей – лингвистами, социологами, психологами, этологами:
1) создание юмористического, изучение его природы, заложенное еще в трудах Аристотеля,
2) оценивание юмора, понимание смешного,
3) чувство юмора как персональная черта, как естественная склонность смеяться над разными вещами, включая самого себя. И ядром, объединяющим все три аспекта изучения комического, является личность, создающая, понимающая и использующая юмор в своей жизнедеятельности. Хотя на поведение людей во многом влияют ситуативные факторы, например, шутки на вечеринке ожидаемы с большей вероятностью, чем на похоронах, все-таки одни люди используют юмор с большей готовностью, чем другие [15, с. 124].
Для описания характерных особенностей этих людей исследователи используют понятие «чувство юмора», «нечто подобное чувству прекрасного в искусстве или тонкому слуху для восприятия музыки», как очень желательное, но плохо определенное свойство личности. Чувство юмора «настолько всеобъемлюще и высоко ценимо, что сказать о человеке: «У него замечательное чувство юмора», – почти синонимично высказыванию: «Он интеллигентный, компанейский человек, и я его очень люблю»». При этом большинство людей считают, что обладают чувством юмора, которое связывается с другими желательными качествами и характеристиками – дружелюбием, отзывчивостью, богатым воображением, креативностью, проницательностью и др. Возможно, поэтому 94% участников исследования оценили собственное чувство юмора как среднее или выше среднего.
Сложность и методологическая трудность изучения разных аспектов юмора при его очевидной важности в различных областях человеческой жизни привела к отсутствию общепсихологической концепции комического, которая позволила бы связать разного рода исследования на единой основе. Можно только отметить смену подходов к юмору от рассмотрения его как преимущественно агрессивного и отчасти социально неуместного к психологически здоровому и социально одобряемому.
Подтверждением тому в настоящее время является обилие телепередач юмористической направленности, популярность писателей-сатириков, комедийных героев и фильмов. Ни одно периодическое издание, экспертное или популярное, не обходится без элемента комического – анекдота или карикатуры. Все чаще встречается использование приемов комического в рекламе, несмотря на запрет небожителя рекламного бизнеса Д. Огилви на его использование.
Подводя краткие итоги, можно утверждать, что разные подходы в исследованиях личности предполагают различные способы концептуализации и измерения чувства юмора:
а) как привычный паттерн поведения (склонность часто шутить, развлекать других и смеяться в ответ на юмор других людей);
б) как способность (генерировать, понимать и запоминать шутки);
в) как черта характера (смешливость, жизнерадостность, игривость);
г) как эстетическая реакция (получение удовольствия от конкретных типов юмористического материала);
д) как установка (положительное отношение к юмору и веселым людям);
Психика, сознание,
бессознательное
Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, — означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е. вопросами о принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Т. Липпс в известном ...
Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: «Хорошо ли знают меня ...
Виды стилей руководства
У каждого руководителя имеется определённый стиль руководства.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Возникновение понятия «Стиль ру ...