Юмор в структуре психологической защиты личности. Юмор как форма совладающего поведения
Страница 2

Материалы » Юмор в структуре психологической защиты личности » Юмор в структуре психологической защиты личности. Юмор как форма совладающего поведения

Данная проблематика требует проведения эмпирических исследований с целью выявления связи между различными стилями юмора и видами защитных механизмов и копинг-стратегий. Для этого мы предполагаем обследовать испытуемых с помощью методик, с одной стороны, направленных на выявление характерных для индивида защитных механизмов (например, опросник Плутчика), копинг-стратегий (опросник Р. Лазаруса), а с другой стороны – на определение чувства юмора человека, используемых им стилей юмора (опросник R. Martin).

Каждый из стилей юмора, используемых человеком, может быть понят с точки зрения возможности и эффективности его использования как психологической защиты [27, с. 79].

Чувство юмора нередко используется при совладании со стрессом, внутриличностным или внешним конфликтом. Существование различных стилей чувства юмора не позволяет говорить о нем как об одном защитном механизме или копинг-стратегии. Очевидно, подход к данной проблеме должен быть более дифференцированным и детальным, что требует проведения эмпирических исследований в данной области.

О лечебных свойствах юмора люди говорят с древнейших времен, в исторических и литературных источниках прошлого и современности мы находим множество размышлений о пользе юмора и смеха, разработку типологии форм и средств юмора, рассуждения об объектах и субъектах юмора и т.п. Нетрудно предположить, что юмор поднимает привлекательность, престиж источника сообщения и обеспечивает хорошее настроение окружающим, но в реальности все не так однозначно в связи с потенциалом комического актуализировать различные значения. Юмор зачастую не универсален и не переносится из одной культуры в другую. Если к этому добавить характеристики ситуации, ее пространственно-временные, национальные особенности, то задача генерации смешного, его восприятия и понимания субъектами социального взаимодействия становится более сложной [15, с. 38].

Существуют различные подходы, пытающиеся объяснить предпочтения тех или иных форм юмора в коммуникации. Например, разная выраженность потребности в познании приводит к появлению аффективного юмора, обыгрывающего очевидные слабости людей, излишества, агрессивные или эротиче- ские темы, и противоположного ему познавательного юмора, юмора «тонкого вкуса», требующего специальной «работы» по его пониманию. Возможно, именно поэтому грубые и простые шутки популярны среди детей и подростков, в то время как сатира и ирония ценятся более взрослыми и образованными людьми. Выделяют множество различных способов выражения юмористического: сарказм, преувеличение или преуменьшение, самоирония, поддразнивание, парадокс, оксюморон или игра слов, двусмысленность, остроумие, ирония, сатира, пародия. Юмор имеет различные литературные формы – анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ и т.п. Юмор может быть представлен в виде карикатуры, рисунка, фото. Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо (анекдот, каламбур).

Страницы: 1 2 3 4 5

Кульминация.
Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям). Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах ...

Психологический стресс. Понятие психологического стресса
Термин «стресс» (от английского stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обо ...

Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкол ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru