Особенность характера
Страница 2

Другое физиологическое условие происхождения обнаруживается при сопоставлении проявлений характера с проявлениями общего типа нервной системы.

В целом ряде исследований советские психо­логи сравнивали способы действия у людей с противоположны­ми свойствами общего типа нервной системы. Но исследовались способы действия в одних и тех же типичных ситуациях, причем с одинаково положительным отношением к ситуации. При этом было обнаружено, что противоположным свойствам общего типа нервной системы соответствуют психологически противополож­ные способы действия. Так, было показано, что при положитель­ном отношении к товарищам по классу и классному коллективу в целом ученики с инертными нервными процессами склонны к общению с узким кругом хорошо знакомых товарищей. По сво­ей инициативе они редко что-либо рассказывают о себе, с тру­дом заводят новые знакомства, но так же трудно им прекратить общение со старыми знакомыми. Наоборот, ученики с подвижны­ми нервными процессами проявляют противоположные свойства в общении с людьми. Эти индивидуальные особенности в обще­нии и представляют собой свойства характера.

Такая же связь нервных процессов с индивидуальными раз­личиями способов действия обнаружена в учебной, спортивной и трудовой деятельности (исследования П. М. Теплова, В. С. Мер­лина, Е, А. Климова). Следовательно, другое физиологическое условие происхождения свойств характера—это свойства общего типа нервной системы[8,104].

Известно, что общий тип нервной системы является также физиологической основой темперамента. Отсюда вытекает тес­ная связь между темпераментом и характером.

Как было сказано, в образовании механизма переключения, лежащего в основе свойств характера, важную роль играет вто­рая сигнальная система. В зависимости от того, в какой степени вторая сигнальная система господствует над первой и каково взаимоотношение между этими системами, И. Л. Павлов разли­чал три специальных человеческих типа нервной системы: «мыс­лительный» — с преобладанием второсигнальной условнорефлекторной деятельности, «художественный»—с преобладанием первосигналыюй и «средний»—с отсутствием преобладания какой-либо из них. Возможно, что свойства специальных типов нервной системы также участвуют в происхождении свойств характера[6,89].

Однако свойства общею типа нервной системы не предопре­деляют, каким будет характер. У людей с одним и тем же типом нервной системы может быть различный характер. Напри­мер, человек со слабым типом нервной системы может быть доб­рым или злым, правдивым или лживым, аккуратным или неряш­ливым. Тип нервной системы влияет на характер лишь в двух отношениях. Во-первых, он может помогать или затруднять вос­питание определенных свойств характера. Так, у человека со сла­бым типом нервной системы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человека сильного и уравновешенно­го типа. Во-вторых, если в результате социальных условии и условий воспитания у человека сложились определенные отноше­ния личности, то от типа нервной системы будут зависеть те способы действия, при помощи которых он будет выражать эти отношения. Трудолюбие проявляется совершенно различным об­разом у флегматика и холерика, а доброта сангвиника проявляет­ся иначе, чем доброта меланхолика. Так, трудолюбие холерика проявляется в страстности, порывистости, повышенном, но неров­ном темпе работы. Между тем у флегматика такое же трудолю­бие проявляется в особой методичности, обдуманности, размерен­ности движений, ровном темпе. Доброта сангвиника яркостью и обильностью внешних выражений отличается от сдержанных, скупых проявлений доброты флегматика.

Страницы: 1 2 

Выводы
1. Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе. 2. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы ...

Экспресс-исследование развития памяти
Как уже отмечалось выше, хорошая память редко дается от рождения, чаще она – результат упорных занятий и тренировок. Однако в профессиональные училища (которые в наше время принято более благозвучно именовать колледжами или техническими лицеями) приходят обычно как раз недостаточно тренированные в этом отношении молодые люди (потому и п ...

Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Социальная, или личностная, готовность ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru