Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта

Материалы » Когнитивная сфера у больных шизофренией » Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта

На клиническом уровне были выделены характерные для шизофрении негативные изменения психики: аутизм, эмоциональная недостаточность, снижение психической активности, диссоциация психической деятельности на всех ее уровнях, которая проявляется в странности и необычности поведения, дефиците критичности при относительной сохранности формального интеллекта.

Все эти изменения обусловлены нарушением потребностно-мотивационной стороны психической деятельности, которое является основной характеристикой патопсихологического синдрома.

Отдельные компоненты потребностно-мотивационного аспекта психической деятельности в различных сочетаниях образуют психологические основы вышеуказанных клинических проявлений шизофренического дефекта. Например, аутистические проявления обусловлены нарушением потребности в общении и связанном с ним снижением социальной направленности социальной регуляции поведения. Вследствие этого у больных наблюдается снижение социальной активности, недостаточное развитие социальных эмоций, нарушение когнитивного аспекта деятельности (снижение социальной перцепции и детерминации мышления факторами прошлого опыта). Отсутствие эмоционального резонанса у больных, их эмоциональная опустошенность ввиду общей эмоциональной дефицитарности также являются проявлениями аутизма.

Снижение психической активности многими авторами рассматривается как неспецифичный для шизофрении клинический аспект. Однако его истоки тоже лежат в нарушении потребностно-мотивационных факторов психической деятельности, и потому он оказывается достаточно характерной чертой шизофренического дефекта. Такое снижение психической активности проявляется в разнообразных нарушениях произвольных и волевых процессов. Это выражается не только в снижении инициативности деятельности и поведения, но и на уровне контроля поведения, который необходимо включает социальные критерии и оценки.

Такие проявления шизофрении, как неординарность мышления, речи и в целом поведения больных при относительной сохранности формального интеллекта обусловлены снижением социальной регуляции познавательной деятельности (мотивационная сторона) и относительной сохранностью ее исполнительских компонентов (операциональная сторона).

Таким образом, можно отметить, что исследование именно когнитивной составляющей шизофренического дефекта даёт более полную картину заболевания и предоставляет возможность выявления новых эффективных путей его коррекции, трудовой адаптации и реабилитации больных.

2 этап.
После проведения "экспресс методики" по изучению социально-психологического климата коллектива (экипажа), выводятся средние оценки по выборке для каждого компонента: эмоционального, когнитивного и поведенческого: ∑(+) - ∑(-) Э = n , где: ∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце; ...

Обоснование технологии социально-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Воспитание посредством фольклорного искусства должно рассматриваться в общем контексте воспитания. Необходимо учитывать характер современной культуры во всей ее противоречивости и сложности. В развитии у детей коммуникативных навыков одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий. Задачи коммуникативного воспитания т ...

Вклад Ладыгиной-Котс в решение проблемы эволюции психики
Для Н.Н. Ладыгиной-Котс проблема филогенетических предпосылок человеческой психики не замыкалась на результатах исследования поведения антропоморфных обезьян. Их восприятие, эмоции, память, интеллект она изучала в широком эволюционном контексте и рассматривала развитие психики, начиная с простейших и кончая человеком. Это позволило ей, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru