Понятие педагогической деятельности. Структура и понятие педагогической деятельности
Страница 2

Материалы » Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении » Понятие педагогической деятельности. Структура и понятие педагогической деятельности

Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Что бы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо знать:

1. Психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития.

2. Природу человеческих потребностей, мотивов деятельности.

3. Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.

Учителю надо уметь:

1. Планировать деятельность, учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей.

2. Формировать мотивацию и стимулировать деятельность.

3. Обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умения и навыков планирования, самоконтроля, самооценки, выполнение действий и операций.

Педагогическая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. От нее на прямую зависит насколько образование способствует развитию личности ученика. Ее следует определять не просто как социальную, воспроизводящую структуру, но как структуру культурно-смысловую. Понятие педагогическая деятельность одновременно должно содержать и позицию видения, и способ решения проблемы педагогического профессионализма.[8]

Педагогическая деятельность с современных теоретических позиций может быть объяснена следующим образом. С психологической точки зрения педагогическая деятельность является диалогичной.

Диалог одновременно направлен на пространство профессиональных действий и на самого себя. Он обусловлен как идеальной формой, сложившейся в культуре диалогическим способом деятельности учителя, так и наличной формой, степенью диалогичности самосознания учителя.

Диалогический способ в плане определенной психологической технологии есть последовательность коммуникативных актов учителя с разными субъектами знания (авторами текста, учеником, самим собой).

Диалогический тип педагогической деятельности обнаруживает себя как особая психологическая реальность лишь в инновационных системах образования. А сейчас во всех сферах современного образования происходит серьезная переоценка былых ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания. Поэтому такой тип педагогическая деятельность особенно актуален на сегодняшний день.[14]

Таким образом, профессиональная деятельность учителя объясняется как культурно-смысловая реальность. Она подчинена логическим, индивидуально-творческим закономерностям той формы общения, которую избирает учитель в качестве средства взаимодействия с учеником. Значит решение проблемы психологической готовности студентов к педагогической деятельности следует искать в рамках изменения типа профессионализма учителя, его позиции профессионального видения и действования. Современная реформа школы показала, что уровень подготовки вузовских преподавателей, их представления о современном образовании не вполне отвечают реальным требованиям. Поэтому проблема изучения психологической культуры студентов стоит сейчас очень остро. Без решения этой проблемы, невозможен нравственный и духовный прогресс общества.[13]

Психологическая система деятельности включает

:

1. Мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.)

2. Цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных, ожидаемых результатах.

3. Программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе.

4. Информационная основа деятельности — совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания.

5. Процессы принятия решения — выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез, определение принципов решения, выработка суждений о вариантах решений, их оценка.

Страницы: 1 2 3

История психологического знания и основные направления в психологии XX в.
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я ...

Методы исследования и развития личности в исследованиях Ганса Айзенка. Методики исследования типов личности Айзенка
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения& ...

Психология профессионального межличностного общения
Межличностные отношения, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевы ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru