Классификации конфликтов.
Страница 3

):

Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.

Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за причину;

г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон

и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:

q рациональные;

q эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий

, конфликты подразделяются на:

q позитивные;

q негативные;

q конструктивные;

q деструктивные.

Социальный психолог В. И. Курбатов предлагает другие подходы к классификации конфликтов

:

q внешний — конфронтация между субъектами;

q внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

q конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;

q конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

q групповой — между группами людей;

q коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

q мотивационный — между потребностями и намерениями;

q открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

q скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

q конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

q конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;

q статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;

q целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели и т.д.

По степени вовлеченности людей в конфликт

могут быть выделены следующие типы:

q Внутриличностные;

q Межличностные;

q Между личностью и группой;

q Межгрупповые;

q Межколлективные;

q Межпартийные;

q Межгосударственные.

Страницы: 1 2 3 

Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: «Хорошо ли знают меня ...

Эффективность коррекционных занятий как способа коррекции межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта
С целью проверки эффективности коррекционных занятий нами был проведен контрольный эксперимент. Мы повторно провели социометрическую методику Р. Жиля (приложение 1). И построили следующую социоматрицу (табл. 10). Таблица 10. кто кого выбирают количество выборов выбирает 1 2 3 4 5 сделанных взаимных ...

Виды и процессы памяти.
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru