Классификации конфликтов.
Страница 3

):

Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.

Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за причину;

г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон

и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:

q рациональные;

q эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий

, конфликты подразделяются на:

q позитивные;

q негативные;

q конструктивные;

q деструктивные.

Социальный психолог В. И. Курбатов предлагает другие подходы к классификации конфликтов

:

q внешний — конфронтация между субъектами;

q внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

q конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;

q конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

q групповой — между группами людей;

q коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

q мотивационный — между потребностями и намерениями;

q открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

q скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

q конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

q конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;

q статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;

q целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели и т.д.

По степени вовлеченности людей в конфликт

могут быть выделены следующие типы:

q Внутриличностные;

q Межличностные;

q Между личностью и группой;

q Межгрупповые;

q Межколлективные;

q Межпартийные;

q Межгосударственные.

Страницы: 1 2 3 

Анализ и интерпретация результатов
В исследовании, посвященном проблемам взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по методикам Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), в выборке студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Получилис ...

Парадигмы психологии труда
Есть достаточно оснований говорить об очевидной диалектике процессов развития, дифференциации и интеграции феноменов "профессия", "рабочее место" и "трудовой пост". Например, если в начале XX в. врач, инженер, архитектор и другие специалисты, имеющие высшее образование, часто выступали как профессионалы-уни ...

Влияние доминирующих черт личности руководителя на психологический климат в коллективе
Согласно психологическому словарю [26], психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного психологическо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru