Классификации конфликтов.Страница 3
):
Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.
Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за причину;
г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон
и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:
q рациональные;
q эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий
, конфликты подразделяются на:
q позитивные;
q негативные;
q конструктивные;
q деструктивные.
Социальный психолог В. И. Курбатов предлагает другие подходы к классификации конфликтов
:
q внешний — конфронтация между субъектами;
q внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
q конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;
q конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
q групповой — между группами людей;
q коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
q мотивационный — между потребностями и намерениями;
q открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;
q скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
q конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
q конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
q статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;
q целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели и т.д.
По степени вовлеченности людей в конфликт
могут быть выделены следующие типы:
q Внутриличностные;
q Межличностные;
q Между личностью и группой;
q Межгрупповые;
q Межколлективные;
q Межпартийные;
q Межгосударственные.
Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: «Хорошо ли знают меня ...
Эффективность коррекционных занятий как способа коррекции межличностных
отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта
С целью проверки эффективности коррекционных занятий нами был проведен контрольный эксперимент. Мы повторно провели социометрическую методику Р. Жиля (приложение 1). И построили следующую социоматрицу (табл. 10).
Таблица 10.
кто
кого выбирают
количество выборов
выбирает
1
2
3
4
5
сделанных
взаимных ...
Виды и процессы памяти.
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправ ...