Классификации конфликтов.Страница 3
):
Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.
Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
б) случайный или условный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
в) смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за причину;
г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.
Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон
и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:
q рациональные;
q эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий
, конфликты подразделяются на:
q позитивные;
q негативные;
q конструктивные;
q деструктивные.
Социальный психолог В. И. Курбатов предлагает другие подходы к классификации конфликтов
:
q внешний — конфронтация между субъектами;
q внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;
q конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей;
q конфликт выбора наименьшего зла — затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;
q групповой — между группами людей;
q коммуникативный — результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;
q мотивационный — между потребностями и намерениями;
q открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;
q скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;
q конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;
q конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами;
q статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников;
q целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели и т.д.
По степени вовлеченности людей в конфликт
могут быть выделены следующие типы:
q Внутриличностные;
q Межличностные;
q Между личностью и группой;
q Межгрупповые;
q Межколлективные;
q Межпартийные;
q Межгосударственные.
Введение. Социология и коллективная
психология
От соединения личностей в результате никогда не получается суммы, равной числу их единиц.
Э. Ферри
I.
"Дайте каменщику, — пишет Спенсер, — хорошо обожженные, твердые, имеющие острые края кирпичи, и он будет в состоянии выстроить без известки очень прочную и довольно высокую стену. Наоборот, если кирпичи из плохой глины, плохо об ...
Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной
дезадаптации учащихся 5-х классов
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальной адаптации учащихся 5-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 ученик ...
Деловые подарки
Подарки – это всегда приятно. Причём как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчинённым делают нашу трудовую жизнь богаче, добрее и полноценнее. Подарки приятно дарить на дни рождения, при повышении по службе и на трад ...