Качество групповых решений
Страница 2

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «групповой дух» (не вполне удачный перевод английского термина «group-think»). Этим термином, введенным И.Джанисом, обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группового духа» являются: очень высокая сплоченность группы, ярко выраженное наличие «мы-чувства», изоляция группы от альтернативного источника информации и высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы. Большая роль феномена «группового духа» снижает качество групповых решений, т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблему объективно; группа становится жертвой своего единодушия. [4, с. 98-135]

Групповая дискуссия приводит к своеобразному явлению внутри групповой структуры, которое получило название поляризация группы. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами. Это обнажение крайних позиций способствует более ясной картине, которая складывается в группе по дискутируемой проблеме. Как видно, групповая поляризация противоречит ранее принятой идее об усреднении в групповом решении индивидуальных решений. Это дало основание предположить, что «сдвиг риска», открытый Стоунером, можно трактовать более широко – как «сдвиг выбора», осуществляемый в ходе принятия группового решения.

Однако вопрос о том, которая из двух полярных точек зрения будет положена в основу группового решения, не снимается однозначно. В результате многочисленных экспериментальных исследований установлено, что, как правило, групповая дискуссия укрепляет то мнение, которое и до нее было мнением большинства. Однако эти данные нельзя считать окончательными (Емельянов, 1985).

Страницы: 1 2 

Развитие памяти. Мнемоника.
Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специльностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения инфор ...

Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания. 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.). 2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строк ...

Исследования индивидуальных различий. Основные исследования по формированию индивидуальности
Темперамент (от лат.— соразмерность) — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20]. По теории И. П. Павлова, предпочтительными темперамента­ми для успешности деятельности являются темперамент сангви­ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru