Принятие групповых решений. Групповая задача как объект и источник принятия группового решения.
Страница 1

Материалы » Управление процессом принятия группового решения » Принятие групповых решений. Групповая задача как объект и источник принятия группового решения.

В данном случае речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.

Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:

- продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей);

- дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения);

- проблемные (они требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).

Групповая задача (согласно М.Шоу) имеет такие измерения, как;

- трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);

- множественность решений (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);

- внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);

- требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);

- интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного, до чисто двигательного характера);

- популяционное знакомство (степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация, синхронизация уровней притязаний, заключение сделок, ведение переговоров и др.

Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разбиении группы на подгруппы участников, со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.

Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:

1. установление фактов (групповое интервью);

2. оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);

3. поиск решений;

4. принятие решений.

После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. В этом состоит первая фаза, которая носит в основном фактографический и объективный характер. В этот период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов.

Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время регистрирует высказываемые мнения.

Третья фаза представляет собой поиски решения. Ее можно назвать «квазибрейнстормингом», когда от группы требуется максимум воображения для порождения разнообразных решения рассматриваемой проблемы.

Страницы: 1 2

Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста
Как уже было отмечено выше, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют ...

Методы коллективного принятия решений
Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфи — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с ...

Особенности самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов п
Экспериментальное Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов по зрению проводилось на базе школы-интерната для слабовидящих детей № 1 г. Орши. Исследуемую группу составили 5 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 5 здоровы ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru