Механизмы изменения мотивации
Страница 1

Существуют общие закономерности изменения мотивации, которые можно назвать механизмами изменения мотивации. Это такие механизмы как сдвиг мотива на цель, сдвиг мотива на средство и механизм принятия и усвоения социальных ролей. Остановимся подробнее на первом механизме, поскольку изменение мотивации и во втором и в третьем механизмах изменения мотивации схожи.

Каким образом происходит сдвиг мотивов? Первоклассника, которого не удается усадить за уроки, взрослый поощряет к учебным действиям, мотивирует игрой. Через некоторое время в результате такого подкрепления ребенок уже заботится об отметке за свою работу. Рождается новый мотив. В дальнейшем этот мотив, возможно, сдвинется на другой. Происходит не только рождение новых мотивов, но и новое опредмечивание потребностей ребёнка, а это значит, что потребности поднимаются на ступеньку выше (А.Н.Леонтьев).

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов. В первом случае, работа этого механизма связана: с пониманием учащимся цели и задачи, поставленной педагогом, принятием этой задачи и цели, реализацией цели, решением задачи, получением удовлетворения от процесса и результата, подкреплением в некоторых случаях результатом или похвалой педагога. Итогом становится превращение цели в мотив. Этот мотив может стать постоянным при условии неоднократного повторения ситуаций решения учебных и познавательных задач и достижения соответствующих целей. Внешнезаданные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива (Леонтьев А.Н.). Рождается и новый мотив и новая деятельность, а вместе с тем и новые потребности. В другом случае, действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву, могут приобретать самостоятельное значение, как приобретает самостоятельное внутреннее значение ранее внешне заданная цель.

Сдвиг мотива на цель как выражение развития внутренней мотивации учения зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от особенностей учащегося, его активности, и от объективной ситуации учения. При каких условиях будет запускаться механизм сдвига мотива на цель? В процессе развития происходит постоянное расширение внутреннего жизненного мира учащегося. При этом развитие новых форм деятельности требует от него активности. Активность – качество, степень выраженности которого различна у учащихся. Но и оно частично зависит от средовых факторов. Поэтому первым условием, при котором может совершаться развивающий сдвиг мотива на цель, является момент расширения жизненного и образовательного пространства учащегося.

Вторым условием развития учебной и познавательной видов мотивации является система обучения, формирующая учащегося как активного участника учебной деятельности. Учащийся, который стремится расширять свою субъектность, усваиваивает новые знания как обобщенные способы действия в предметном и социальном мире. В этих условиях внешние мотивы будут сдвигаться на т.н. внутренние предметные и социальные цели учения, усваиваемые значения будут порождать личностные смыслы, будет формироваться предметная и социальная структуры учебной деятельности.

Педагог может использовать разнообразные приемы формирования учебно-познавательной мотивации:

¾ формирование открытых, доверительных отношений в классе, а также – с учеником;

¾ для осознания и укрепления мотива – создание ситуаций выбора;

¾ использование широких социальных и познавательные мотивов;

¾ создание мотивации достижения и завершения;

¾ общая доброжелательная атмосфера в классе (комфорт);

¾ занимательность и эмоциональность изложения;

¾ проблемность изложения;

¾ возможность применить навыки, умения, в практической деятельности;

¾ реалистичность, достижимость и устойчивость целей;

¾ актуализация реальных потребностей ребенка;

Страницы: 1 2

Результаты исследования и их анализ
В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов. Всю выборку можно разделить на три группы по критерию сформированности фаз: 1 группа – ...

Развитие личности: психосексуальные стадии
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том. Что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. ...

Программа деятельности социального педагога по профилактике дезадаптации у учащихся 5-х классов
Анализ итогов диагностики процесса адаптации при переходе из начальной школы в основную школу и причин дезадаптации у подростков дали возможность разработать программу социально-педагогической профилактики, способствующую преодолению дезадаптации у учащихся 5-х классов. Исходя из всего вышесказанного, нами была разработана Комплексная ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru