Глава I.
Страница 1

В этой главе автор ставит основной целью объяснить основное понятие «психоанализ», цели и особенность этой отрасли психологии.

Как известно, психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом, а точнее в его статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.

Сам Зигмунд Фрейд указывал на сложность и запутанность как самой науки, так и ее обучению. Люди, взявшиеся изучать психоанализ в то время, являлись преимущественно врачами по образованию. Привыкшие к наглядностям, они с трудом могли представить, что при лечении может происходить нечто большее, чем «обмен словами между пациентом и врачом». Можно добавить также, что ученикам нельзя услышать даже эту беседу – больной не будет поверять свои тайны в присутствии десятка равнодушных слушателей. Для доверительной беседы непременным условием является конфиденциальность и расположение пациента к врачу. Цитируя одну из лекций знаменитого психолога: «Вы познакомитесь с психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке».

Другая сложность заключалась (и заключается) в том, что все симптомы, составляющие «картины болезней» невозможно связать или сгруппировать; они независимы, спонтанны, почти во всех случаях трудно определимы и отражают неопределенные и непонятные изменения человеческой души.

Отсюда вытекает вопрос: Как вообще можно изучить психоанализ? Один из немногих приемлемых путей – это изучение его на своем собственном Я, на примере своей личности. Это дает возможность убедиться лично в действенности и реальности психических процессов. Но и тут есть предел: для полного изучения необходимо обследование под руководством опытного психоаналитика. Тогда каждый, изучающий психоанализ, имеет возможность испытать лечение на себе – вот несомненное превосходство этой науки перед другими.

Анализ на пути своего развития встречал огромное количество трудностей и препятствий: начиная от недоверия «необразованных родственников больных», как их называл Фрейд – до отрицания и противостояния основным положениям психоанализа в кругах лучших психологов мира. Даже последователи Фрейдизма разбились на несколько лагерей - в ХХ столетии появились такие направления, как характероанализ Вильгельма Райха, гуманистический психоанализ Эриха Фромма, экзистенциальный психоанализ Жана Поля Сартра, структурный психоанализ Жака Лакана и другие. Представители этих претендовали на единственно верное толкование идейного наследия З. Фрейда.

Хотелось бы поподробнее остановиться на рассмотрении «странностей» психоанализа. В чем же состоит неприязнь к этому учению? «Двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и вызывает к себе его неприязнь; одно из них наталкивается на интеллектуальные, другое – на морально эстетические предрассудки.» - писал Фрейд.

Первое утверждение психоанализа состоит в том, что все психические процессы – бессознательны. Привычный постулат «Все психические процессы контролируются сознанием» оказался вдруг неверен; все разработки психологии потеряли под собой почву. Нашлось много несогласных с этим утверждением Фрейда. Но еще больше возмущения вызвало второе утверждение, гласившее, что влечения, которые можно назвать «сексуальными в широком и узком смысле слова», играют огромную роль в развитии человеческой психики и являются причинами многих нервных и психических заболеваний. (Подробнее см. Приложение 1)

На основании этой информации можно вывести понятие психоанализа: Психоанализ есть область психологии, изучающая процессы бессознательного в мышлении человека.

Страницы: 1 2

Понятие "Я-концепция"как центральное образование характера
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феном ...

Теоретический анализ психологических особенностей личности руководителя. Психологический портрет эффективного руководителя
Согласно Л. Р. Кричевскому [27; 9], руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкци ...

Диагностические особенности процесса рисования пальцами
Затраченное время можно разделить на три значимых элемента: 1. продолжительность реакции до начала рисования, 2. паузы во время рисования, 3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков. Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» ил ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru