Глава I.
Страница 1

В этой главе автор ставит основной целью объяснить основное понятие «психоанализ», цели и особенность этой отрасли психологии.

Как известно, психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом, а точнее в его статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.

Сам Зигмунд Фрейд указывал на сложность и запутанность как самой науки, так и ее обучению. Люди, взявшиеся изучать психоанализ в то время, являлись преимущественно врачами по образованию. Привыкшие к наглядностям, они с трудом могли представить, что при лечении может происходить нечто большее, чем «обмен словами между пациентом и врачом». Можно добавить также, что ученикам нельзя услышать даже эту беседу – больной не будет поверять свои тайны в присутствии десятка равнодушных слушателей. Для доверительной беседы непременным условием является конфиденциальность и расположение пациента к врачу. Цитируя одну из лекций знаменитого психолога: «Вы познакомитесь с психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке».

Другая сложность заключалась (и заключается) в том, что все симптомы, составляющие «картины болезней» невозможно связать или сгруппировать; они независимы, спонтанны, почти во всех случаях трудно определимы и отражают неопределенные и непонятные изменения человеческой души.

Отсюда вытекает вопрос: Как вообще можно изучить психоанализ? Один из немногих приемлемых путей – это изучение его на своем собственном Я, на примере своей личности. Это дает возможность убедиться лично в действенности и реальности психических процессов. Но и тут есть предел: для полного изучения необходимо обследование под руководством опытного психоаналитика. Тогда каждый, изучающий психоанализ, имеет возможность испытать лечение на себе – вот несомненное превосходство этой науки перед другими.

Анализ на пути своего развития встречал огромное количество трудностей и препятствий: начиная от недоверия «необразованных родственников больных», как их называл Фрейд – до отрицания и противостояния основным положениям психоанализа в кругах лучших психологов мира. Даже последователи Фрейдизма разбились на несколько лагерей - в ХХ столетии появились такие направления, как характероанализ Вильгельма Райха, гуманистический психоанализ Эриха Фромма, экзистенциальный психоанализ Жана Поля Сартра, структурный психоанализ Жака Лакана и другие. Представители этих претендовали на единственно верное толкование идейного наследия З. Фрейда.

Хотелось бы поподробнее остановиться на рассмотрении «странностей» психоанализа. В чем же состоит неприязнь к этому учению? «Двумя своими положениями анализ оскорбляет весь мир и вызывает к себе его неприязнь; одно из них наталкивается на интеллектуальные, другое – на морально эстетические предрассудки.» - писал Фрейд.

Первое утверждение психоанализа состоит в том, что все психические процессы – бессознательны. Привычный постулат «Все психические процессы контролируются сознанием» оказался вдруг неверен; все разработки психологии потеряли под собой почву. Нашлось много несогласных с этим утверждением Фрейда. Но еще больше возмущения вызвало второе утверждение, гласившее, что влечения, которые можно назвать «сексуальными в широком и узком смысле слова», играют огромную роль в развитии человеческой психики и являются причинами многих нервных и психических заболеваний. (Подробнее см. Приложение 1)

На основании этой информации можно вывести понятие психоанализа: Психоанализ есть область психологии, изучающая процессы бессознательного в мышлении человека.

Страницы: 1 2

Создание культовой личности
Культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет ...

Эксперименты по изучению особенностей зрительного восприятия у больных шизофренией
Испытуемым предлагалось опознавать зрительные стимулы (изображения предметов) в условиях неполноты стимульной информации. В такой ситуации опознание изображений обычно неоднозначно, и для полной идентификации требуется привлечение из памяти системы «образов-эталонов», заключенной в прошлом опыте субъекта. Поскольку у больных шизофрение ...

Межличностные конфликты в педагогическом процессе
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты: · ученик — ученик; · ученик — учитель; · учитель — учитель. Конфликт «ученик — ученик». Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лиде ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru