Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место
Страница 3

Материалы » Трудовой пост, рабочее место и профессия » Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место

5) воздействие внешних факторов среды (историческая эпоха, культура и субкультура региона, социально-экономическое положение в стране, развитие демократических институтов, рынок рабочей силы, уровень безработицы, престиж профессии и др.);

6) высокая значимость индивидуальных особенностей субъекта (образование, уровень профессионализма, мотивация труда, особенности личности и др.).

Таким образом, понятие "рабочее место" отражает наиболее динамичную часть метасистемы "труд". Соответственно под рабочим местом будем понимать трудовой пост, заданный и ограниченный совокупностью специфических условий; реальное пространство трудовой деятельности субъекта, определяемое конкретными физическими, организационными, социальными, психологическими, этическими и правовыми факторами.

По существу, понятия "профессия", "трудовой пост", "рабочее место" — это пересекающиеся множества. Рассмотрим это явление на примерах. Абсолютное большинство профессий (строитель, врач, инкассатор, психолог) — системы различных трудовых постов. Например, профессия врач воплощена в таких трудовых постах, как хирург, педиатр, терапевт, окулист и пр. Как правило, различается и содержание деятельности врача на разных рабочих местах: педиатр в поликлинике и стационаре (клинике); хирурги обычно специализируются — по сердечнососудистым заболеваниям или болезням опорно-двигательного аппарата, серьезно различается деятельность хирурга-травматолога и хирурга-окулиста в связи с особенностями функциональных систем организма и используемых в профессиональной деятельности технических средств и технологий.

Деятельность инкассатора качественно различается в зависимости от трудового поста: начальник участка (заместитель) — типичная деятельность руководителя низового звена; оперативный дежурный — типичная деятельность операторского типа; инкассатор — деятельность по непосредственной реализации социально оформленной функции как процесс инкассации торговых точек и других объектов; даже пост водителя-инкассатора обретает характерные профессиональные признаки При этом на разных рабочих местах совокупность конкретных местных особенностей и складывающихся технологий приводит к качественному различию процессов деятельности в большом городе и малонаселенной сельской местности. Это происходит вследствие неизбежной специализации в крупных подразделениях и организациях (перевозка ценностей Центрального банка РФ осуществляется иначе, чем ординарная инкассация). Серьезно разнится деятельность оператора в зависимости от количества контролируемых им объектов, их удаленности от участка, особенностей средств связи и др.

Как правило, профессия объединяет в себе представителей разных специальностей, занимающих разные трудовые посты и конкретные рабочие места. В медицине давно оформилась технологическая цепочка: врач — лаборант — техник-ренгенолог (или специалист, обслуживающий другие технические средства диагностики). Невозможно обеспечить скорую медицинскую помощь без врача и водителя автомобиля. В сфере управленческой деятельности в связи с возрастанием ее объективной сложности и значимости принимаемых решений также наблюдается усложнение технологической цепочки: руководитель — заместитель — секретарь — помощник — советник — эксперт — руководитель среднего звена — руководитель низового звена — исполнитель.

В границах профессии люди, занимающие разные трудовые посты, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку: главный врач (согласно трудовому посту — руководитель) должен быть врачом по образованию, а руководитель технического отдела той же клиники — инженером; государственный служащий — иметь адекватную профессиональную подготовку и диплом о высшем образовании по соответствующей специальности или по специальности "государственное управление" и т. п.

Профессия, естественно, выделяется как единая сфера социальной деятельности ее представителей с общим для них законодательным оформлением (с соответствующими правами, обязанностями, социальными льготами), но в то же время затруднительно составить единые акты, определяющие их профессиональные обязанности и права на конкретных рабочих местах.

В завершение обзора еще раз вернемся к системе научных понятий нашей дисциплины. В рамках профессиональной деятельности как одного из видов квалифицированного труда, имеющего качественно различную социальную, историческую, культурную и квалификационную метрику результатов труда субъекта, целесообразно оперировать более частными понятиями: профессия — специальность — специализация.

Страницы: 1 2 3 4

Вспыльчивость
Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребё ...

Человек как предмет общей психологии.
Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru