Организация исследования.
Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года.
Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет.
Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в школьных кабинетах. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
Исследования проводилось в несколько этапов:
· Первый этап: тестирование испытуемых по тесту дивергентного (творческого) мышления; (Приложение №1)
· Второй этап: тестирование испытуемых по опроснику творческих характеристик личности; (Приложение №2)
· Третий этап: тестирование испытуемых по методике «Запомни и расставь точки» (Приложение№3)
· Четвертый этап: количественный и качественный анализ полученных данных, включал в себя, в том числе:
1. обработку данных по t–Стьюдента для выявления достоверности различий между двумя группами учащихся,
2. корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи между творческими способностями и познавательными процессами личности.
Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось по коэффициенту ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследуемой группе детей.
Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.
При составлении сводной таблицы результатов тестирования нами был применен для удобства статистической обработки следующий метод: данные по месту обучения были оценены по баллам.
Образование:
- в общеобразовательной школе – 0 баллов;
- в Детской школе искусств – 1 балл.
Здесь и далее знак "*" обозначает 5%-ый уровень статистической значимости, а знак "**" - 1%-ый.
Функции
конфликтов
Любой конфликт, независимо от его фила и условий протекания, имеет отличительные признаки, которые проявляются в его общих свойствах. Он присуще всем конфликтам, а также в его главных функциях.
Общими свойствами для конфликта являются пространственные и временные характеристики, а также направленность.
Под пространственными характерис ...
Возрастные особенности младшего подросткового возраста
Отрочество является периодом жизни, анализ которого требует использования понятия развития, и термины «изменение», «модификация», «преобразование» и другие постоянно используются при описании различных аспектов взросления. Как констатирует Мишель Кле, в отрочестве организм претерпевает значительные изменения, которые будут существенно в ...
Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших
дошкольников. Организация и
методы исследования. Результаты первичного исследования
В своей экспериментальной работе по изучению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста мы выбрали две методики: 1 «Пальцем окрашивания тест», 2 Тест «Дом, дерево, человек». Для изучения эмоционального состояния детей мы взяли старшую группу «Росинка», детского сада «Радость» №55 города Лесосибирска.
Данная работа пр ...