Влияние особенностей личности летчика на климат экипажа.Страница 2
Что касается эмоциональных особенностей личности, то они в наибольшей степени, чем что-либо другое заряжают отдельных личностей. Летчики оптимистического склада, веселые, жизнерадостные создают в экипаже повышенный жизненный тонус, что способствует его работоспособности и сплоченности. И наоборот, лица с отрицательными эмоциями, вечно недовольные членами экипажа или подверженные страху и панике подавляют настроение окружающих сослуживцев, вызывают снижение жизненного тонуса. Отрицательно действует и слабовольная личность. Постоянные колебания, нерешительность и неуверенность в себе могут вызывать у летчиков возмущение и негодование, что косвенно сказывается на самочувствии всего экипажа.
Положительное воздействие на экипаж оказывает личность, обладающая сильной волей, решительная и мужественная, которая является официальным или неофициальным лидером экипажа. Летчик, имеющий волевые качества, создает настроение уверенности и боевитости, может вести за собой массы, влиять на них. Однако, если он имеет эгоистические наклонности, то он эмоционально подавляет других, сковывает их инициативу, свободу их мыслей и волеизъявления.
Сочетание существенных свойств личности находит выражение в характере или индивидуальных особенностях социального поведения личности. Обычно говорят о двух видах характера – о положительном и отрицательном.
Летчик с положительным характером умеет жить и ладить с сослуживцами , а с отрицательным (тяжелым) – находиться в постоянном противоборстве с членами экипажа.
Особенно ценны для климата в экипаже такие черты характера личности, как жизнерадостность, веселый нрав, оптимизм, т.е. умение видеть хорошее и стремление к достижению положительных результатов; уравновешенность и самообладание, способствующие предотвращению конфликтных отношений с товарищами по работе.
Кроме индивидуально-психологических и нравственных особенностей людей, влияющих на климат экипажа, важную роль играет подготовка летчика к труду, т. е. его знания, умения и навыки. Высокая профес-сиональная компетентность летчика вызывает уважение, он может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним сослуживцев. Приятно и полезно работать с личностью, которая много знает, умеет и к тому же охотно делиться своим опытом, помогает другим совершенствовать профессиональное мастерство. Однако если специалист невоспитан, то он отрицательно влияет на самочувствие летчиков, так как подчеркивает свое мастерство и некомпетентность остальных, что оскорбляет и унижает их, его поведение служит причиной упадка настроения и энергии у других.
Итак, отражение воздействий личности и экипажа отдельными летчиками осуществляется разнообразными способами, характер сочетания которых определяется психическим складом каждого летчика как итогом жизненного пути и воспитания.
Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
Понятие «саморегуляция» получило особое развитие в рамках дифференциальной психофизиологии.
Дифференциальную психофизиологию интересуют, прежде всего, формально-динамические особенности поведения человека, в том числе интеллектуальные. Общая задача дифференциальной психологии заключается в выявлении индивидуальных различий в саморегуля ...
Психологическая природа виктимного поведения. Виктимология и ее основные категории и
понятия в отечественной и зарубежной науке
Термин "виктимное поведение" возник в рамках криминальной виктимологии. Виктимология (viktima - жертва, logos - учение) в буквальном переводе означает "учение о жертве". Появившись изначально как элемент народного творчества, виктимология как научное направление начала складываться в 40-50-е гг. XX столетия.
Создани ...
Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго, суперэго.
Ид (перевод с лат. – оно) по Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинк ...