Влияние особенностей личности летчика на климат экипажа.Страница 2
Что касается эмоциональных особенностей личности, то они в наибольшей степени, чем что-либо другое заряжают отдельных личностей. Летчики оптимистического склада, веселые, жизнерадостные создают в экипаже повышенный жизненный тонус, что способствует его работоспособности и сплоченности. И наоборот, лица с отрицательными эмоциями, вечно недовольные членами экипажа или подверженные страху и панике подавляют настроение окружающих сослуживцев, вызывают снижение жизненного тонуса. Отрицательно действует и слабовольная личность. Постоянные колебания, нерешительность и неуверенность в себе могут вызывать у летчиков возмущение и негодование, что косвенно сказывается на самочувствии всего экипажа.
Положительное воздействие на экипаж оказывает личность, обладающая сильной волей, решительная и мужественная, которая является официальным или неофициальным лидером экипажа. Летчик, имеющий волевые качества, создает настроение уверенности и боевитости, может вести за собой массы, влиять на них. Однако, если он имеет эгоистические наклонности, то он эмоционально подавляет других, сковывает их инициативу, свободу их мыслей и волеизъявления.
Сочетание существенных свойств личности находит выражение в характере или индивидуальных особенностях социального поведения личности. Обычно говорят о двух видах характера – о положительном и отрицательном.
Летчик с положительным характером умеет жить и ладить с сослуживцами , а с отрицательным (тяжелым) – находиться в постоянном противоборстве с членами экипажа.
Особенно ценны для климата в экипаже такие черты характера личности, как жизнерадостность, веселый нрав, оптимизм, т.е. умение видеть хорошее и стремление к достижению положительных результатов; уравновешенность и самообладание, способствующие предотвращению конфликтных отношений с товарищами по работе.
Кроме индивидуально-психологических и нравственных особенностей людей, влияющих на климат экипажа, важную роль играет подготовка летчика к труду, т. е. его знания, умения и навыки. Высокая профес-сиональная компетентность летчика вызывает уважение, он может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним сослуживцев. Приятно и полезно работать с личностью, которая много знает, умеет и к тому же охотно делиться своим опытом, помогает другим совершенствовать профессиональное мастерство. Однако если специалист невоспитан, то он отрицательно влияет на самочувствие летчиков, так как подчеркивает свое мастерство и некомпетентность остальных, что оскорбляет и унижает их, его поведение служит причиной упадка настроения и энергии у других.
Итак, отражение воздействий личности и экипажа отдельными летчиками осуществляется разнообразными способами, характер сочетания которых определяется психическим складом каждого летчика как итогом жизненного пути и воспитания.
Волевой процесс
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.
В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процессом; сама цель не выходит за пределы непоср ...
16
8
8
2
Попустительский
0
3
Коллегиальный
16
1
12
3
Из таблицы видно, что в исследовании принимало участие 32 человека, из них 16 человек относятся к директивному стилю руководства и 16 человек к коллегиальному. Однако, из этих 16 человек, относящихся к директивному стилю руководства в ...
Опросник на «выгорание» Maslach Burnout Inventory (MBI).
Авторы – американские психологи К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой). Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления «эмоционального выгорания». Испытуемым необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисле ...