Межличностные отношения как психолого- педагогическая проблема. Особенности межличностных отношений детей с сохранным слухом и интеллектом
Страница 2

Материалы » Диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих школьников с нарушением интеллекта » Межличностные отношения как психолого- педагогическая проблема. Особенности межличностных отношений детей с сохранным слухом и интеллектом

Социометрический статус близок к личному статусу, представляющему собой, по определению Т. Шибутани, «положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах »[51].

В социометрическом опросе личность оценивается как желательный партнер по деятельности. Анализируя социометрические критерии, Я. Л. Коломинский подчеркивает, что при сильном и неопределенном критерии выбора выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение выбирающего к выбираемому. Следовательно, пишет Я. Л. Коломинский, социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.

В исследованиях Н. Е. Гронланда обнаружено, что на социометрическое положение влияют, прежде всего, такие личностные факторы, как внешний вид, возраст, умственная одаренность, общительность, готовность помочь товарищу и др. [12].

По данным А. Б. Ценципера для популярности детей большое значение имеет красивая внешность, аккуратный вид, хорошая успеваемость, для непопулярных-плохая успеваемость, равнодушие к делам коллектива. А. Б. Ценципер выделил особенности личности и поведения школьников, влияющие на положение ученика в системе личных отношений, и разделил их по группам: внешний вид, физическая сила, успехи в учении и отношение к учению, отношения со сверстниками, общественная активность, отношение к взрослым, отношение к труду, особенности интеллектуальной сферы[12].

Исследованиями Я. Л. Коломинского и его школы подтверждается, что положение ребенка в системе личных отношений зависит от целого ряда факторов, среди которых авторы выделяют: внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык); успехи в ведущей деятельности; некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, низкая тревожность и др.).

По данным Я. Л. Коломинского, Б. Н. Волкова, В Н. Хмелика более всего ценятся подростками те качества личности, которые проявляются в общении, во взаимодействии с товарищами: честность, готовность помочь товарищу в учебе, в трудные минуты жизни; на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем-интеллектуальные особенности.

В настоящее время в большинстве случаев применяется терминология, выработанная Я. Л. Коломинским совместно с Х. Й. Лийметсом и И. П. Волковым. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. По выражению Дж. Морено, эти люди «привлекают столько выборов, что они захватывают центр сцены, подобно звезде»[31]. Позднее Бронфенбреннер в монографии «Измерение социометрического статуса, структуры и развития» к «звездам» отнес тех испытуемых, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятности.

Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. «Изолированные» трактуются в зарубежной социометрии как «инородные тела», или «социальные островки»[1]. «Отверженным» считается испытуемый, который в эксперименте, где используются отрицательные критерии, получает отрицательные «выборы». В нашей литературе нередко лиц, получивших наибольшее число выборов, именуют «лидерами», а наименьшее-«отверженными»[28].

По мнению В. И. Зацепина, не всегда оправдано то, «что набравшего максимальное общее количество выборов, выборов по всем социометрическим критериям, так сказать, абсолютных чемпионов, «звезд» исследователи относят к наиболее влиятельным лицам в коллективе, к лидерам. Эти избранники коллектива не обязательно являются его лидерами. Лидер-это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.»[24].

Группа предъявляет разные требования к качествам личности тех и других. В то же время не исключено, что лидер может одновременно быть и социометрической «звездой»[28].

То обстоятельство, считает Я. Л. Коломинский, что социометрический статус является элементом подструктуры личных взаимоотношений, а не общения, следует учитывать и при анализе других социометрических категорий. Так статус «изолированный» совсем не означает, что данный член группы реально не общается со сверстниками. Он означает лишь то, что в ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не обнаружено симпатии [28]. Подчеркивая возможные различия статусов в разных подструктурах Я. Л. Коломинский имеет ввиду глубокие и неразрывные взаимосвязи этих подструктур, а следовательно, и статусов. Член группы с высоким социометрическим статусом и в процессе общения находится чаще всего в более благоприятном положении, чем тот, у кого статус низок. Соответствия здесь того же порядка, как и соответствия социометрических результатов и реального общения членов группы [28].

Страницы: 1 2 3 4

Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке. Сущность социальных представлений. Понятие социальных представлений в психологии
Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно. В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской соц ...

Анализ полученных результатов
При исследовании взаимосвязи личностных особенностей руководителей и социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОАО «» мы диагностировали личностные особенности 8 руководителей среднего звена посредством методик: Кейрси, Томаса, Хитровой, а также с целью определения характеристик психологического климата посредством опр ...

Особенности общения застенчивых детей со взрослым
Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте ск ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru