Возможности психоанализа для понимания иррационального в
конфликтахСтраница 3
При такой переработке опыта сохраняется способность к печали как нормальное явление человеческой психики и культуры, содействующее балансу эмоционального и рационального компонента самосознания.
В противном случае происходит "оцепенение чувств", прошлое "травматически утопает", из него автоматически изымается всякое - и желательное, и нежелательное участие в событиях. Оцепенение чувств приводит к маниакальному забвению прошлого, что само по себе порождает искажение образа истории, дереализацию как прошлого, так и настоящего.
Таким образом психоаналитический подход,позволяет выработать гораздо более сложное отношение немецкой нации к своему прошлому, нежели отношение, связанное либо с апологетикой, либо с полным отрицанием. И это отношение оказывается психологической предпосылкой существования реального внутреннего свободомыслия, равно как и функционирования демократических институтов власти.
Что же произошло с российским самосознанием относительно сталинизма?Открытие преступлений, совершенных в ГУЛАГе, (открытие не для исторической науки, а для массового сознания) в связи с публикацией исследования А.И.Солженицина оказалось своего рода шоковым ударом. Возникло вполне отчетливое стремление отмежеваться от прошлой истории и найти конкретное ответственное лицо за свершившееся. В 1987- 1989 годах наблюдался феномен десталинизации в прессе и во всей совокупности средств массовой информации, который стал основанием для утверждения антикоммунистической и затем и антисоциалистической идеологической установки. Возникла мощная реставрационная волна, которая продолжается и по сегодняшний день. Она соединяется с восстановлением архаических структур сознания - обращением к национальной идее в разных ее вариантах, включая открытый национализм, к клерикализму и мистике, и даже с обоснованием целесообразности монархического правления, которое демонстрируется видными политическими деятелями новой волны. При этом отметается не полтора десятилетия, как это было с немецкой историей, а более семидесяти лет, содержащие в себе исключительно противоречивые тенденции и события реальной истории. В этом смысле идеологический кризис, охватывающий Российское общество, оказывается более основательным и глубоким. Общее с немецким кризисом послевоенного времени заключается в том, что его не удасться разрешить ни методом вытеснения из сознания прошлого, ни методом проклинающих прошлое деклараций. Ведь все нынешнее поколение, все проблемы демократизации, порядка, реформы, построения рыночной экономики уходят корнями своими в именно в те 70 лет Советской власти, по отношению к которым стремяться навязать проклятие, используя иррационализацию массового политического сознания в качестве инструмента в борьбе за власть. Вытеснение из сферы осознанного и осмысленного отношения к действительности огромного исторического периода, охватывающего жизнь нескольких предшествующих поколений (преимущественно дедов и прадедов того поколения, которое ныне вступает в жизнь) позволяет создать некоторые упрощенные до примитивности схемы идеологического порядка. Но оно не способно привести к нормализации массовое сознание, хотя бы потому, что в личном плане слишком многое оказывается задетым посредством такого вытеснения. Ценностный конфликт не получает разрешения, а лишь загоняется вновь в область подсознания, в сферу смутных воспоминаний, а для некоторых и в область ночных кошмаров, тени которых падают на реалии современной политической жизни, искажая ее до неузнаваемости, до невозможности найти в ней хотя бы некоторые устойчивые точки опоры. ФРУСТРИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ очень трудно поддается саморефлексии, а это означает, что путь преодоления кризисов, связанный с нормализацией разрешения конфликтов на макро- и микро-уровнях, окажется более сложным, чем этого было бы можно ожидать, оставаясь в рамках рационалистической точки зрения.
Функциональные звенья процесса саморегуляции
Модель функциональных звеньев процесса саморегуляции была разработана О.А. Конопкиным на основе анализа видов реальной деятельности - учебной (школа, ПТУ, вуз), производственно-трудовой, спортивной. Им были выделены следующие функциональные звенья, реализующие полноценный процесс саморегуляции [28] .
Таковыми являются:
Принятая субъек ...
Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте. Понятие социальной адаптации
Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и внутренних сил – биологических и насле ...
Заключение.
Итак, мы выяснили, что конфликтология не является никакой частью, никакой другой науки, но в силу того, что это наука молодая она не обладает и многими характерными другим наукам чертами, а так как выделилась она из психологии, использует весь багаж терминов и понятий последней. Во вступлении было доказано, что незнание конфликтологии д ...