Теоретическая часть. Сотрудничество
и сотворчество педагога и учащегося, как стиль взаимодействияСтраница 3
Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования познавательного процесса при их решении относятся к мыслительно-мнемическим. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.
В общем контексте предложенной В.Я. Ляудис[6] схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя - учеников В.П. Панюшкин разработал динамику становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, которые постоянно меняются при изменении деятельности учащихся.[7]
Первая фаза — процесс приобщение к действиям. Она состоит из таких формы:
1) разделение деятельности между педагогом и учащимися,
2) действия учеников, относящиеся к имитации,
3) действия учеников, относящиеся к подражанию.
Вторая фаза динамики совместной деятельности - согласование деятельности учащихся с учителем. В эту фазу входят следующие формы:
4) действия учащихся, в которых доминирует самостоятельная регуляция,
5) действия учащихся, в которых доминирует самоорганизация,
6) действия, к которым ученики побуждаются без внешнего вмешательства.
Прогнозируется и третья фаза. Так В. Панюшкин пишет об партнерстве в ходе усовершенствования приобщения к действиям. Развитие и укрепление данной модели взаимодействия педагога и учащихся способствует равноправенству.
Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.
Протекание учебного процесса, происходящее в условиях сотрудничества учеников и учителя по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, обнаруживает ряд преимуществ по сравнению с деятельностью индивидуальной.
Это не зависит от формы организации сотрудничества педагога и учащихся, количества учащихся вовлеченных в совместную деятельность. Главное – отношение учащихся к процессу сотрудничества и сотворчества.
Сотворчеству, как один из видов взаимодействия имеет схожие механизмы, но для него требуется не логический анализ, а совместное преобразование действительности.
Отличаются и способы его внедрения: работа кружков, самодеятельных коллективов, конкурсы и соревнования.
Сотворчество на сегодняшний день, при настоящем уровне развития технологии обучения является с одной стороны эффективным и плодотворным общением педагога и школьника, с помощью вербальных и невербальных средств, речевой и коммуникативной стратегии деятельности.
С другой стороны – сотворчество учителя и учащегося – это создание новой педагогической реальности, обладающей такими признаками как полиязыковый и поликультурный характер.
Расширение поля деятельности обоих участников для участников педагогического процесса, а также упрочнение и развитие их личного языкового статуса проходит как составляющая взаимного творческого обогащения.
Культурное взаимообогащение педагога и учащегося в ходе сотворчества является одновременно и важным условием, и критерием самого совместного творчества. Более яркое проявление творческих функций влечет за собой повышение продуктивности процесса сотворчества, направленного на обновление содержания образования и его технологической базы. Педагогу приходится сталкиваться со сложными профессиональными и коммуникативными задачи при высоком творческом потенциале учащихся.
Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотрудничество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.
Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой
деятельности человека
Использование конкретных методов психодиагностики для решения задач определения профессиональной пригодности должно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях о диагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценке профессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профессионал ...
Процесс развития конфликта.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Рассмотрим здесь наиболее общепринятую систематику. ...
Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста
Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении – это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произво ...