Теория когнитивного диссонанса. Основной принцип теории когнитивного диссонанса
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться несколькими различными способами. Например:
– Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно.
– Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс.
– Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или «принижая» ее.
– У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации.
Коррекция нарушений у младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности. Выявление особенностей младших
школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой д
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида с.Амурзет. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет.
Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диа ...
Описание методик
Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28)
Цель: оценить свои карьерные ориентации.
Инструкция: используя систему оценок от 1 (совершенно неважно) до 10 (исключительно важно), укажите насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений.
Таблица 2 - Обработка результатов пр ...
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11,12).
Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги "Наследственный гений". Посылкой для использования метода служит ...

