Введение.
Страница 1

В потоке внешних раздра­жителей люди обычно воспринимают лишь то, что ук­ладывается в «координатную сетку» уже имеющихся зна­нии и представлений; остальную информацию они бессозна­тельно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к об­щепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта све­жесть взгляда и «зоркость» связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мыш­ления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.[6]

Триста лет назад Рене Декарт говорил о необходимости вве­сти абсолютно нейтральный язык для описания объектив­ных наблюдений. Он надеялся, что этот язык предотвра­тит искажения, идущие от предвзятых мнений и устано­вок. За три столетия такой язык не был разработан, да и возможен ли он в принципе? [8]

В последнее время одним их главных направлений психоло­гического тестирования одаренности становится измерение твор­ческих способностей человека, его креативности. Творчество может рассматриваться двояко – как компонент какой-либо деятель­ности и как самостоятельная деятельность.

Существует мнение, что в любой деятель­ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, ориги­нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способнос­тей к дивергентному мышлению. Наиболее известными и ши­роко используемыми являются тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом. По мнению ученого, творчес­кие возможности человека позволяют более надежно судить о будущих успехах ребенка, чем уровень его интеллектуального развития.[3]

Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Если конвергентное мышление – это последовательный логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени» и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление – это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, он меньше ограничен заданными факторами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результа­там, к нескольким альтернативным решениям.[7]

Вопрос, который рассматривается в данной курсовой работе, один из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное, это вопрос о том, какое влияние эти способности оказывают на познавательные процессы личности, такие, как воображение и внимание. Важно понять, каким образом, психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процессов мышления.

Актуальность работы

определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Забота об одаренных детях сегодня — забота о развитии на­уки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку осво­ить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу о детях, имеющих большой творческий потенциал, так, как именно их интел­лектуальные и творческие достижения имеют не просто лич­ностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их ода­ренности, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Свое­временное выявление одаренных детей и развитие их способ­ностей являются залогом их личностного развития.

Практическая значимость исследования

заключается в возможности своевременного выявления и развития различных способностей детей как фундамента для развития познавательных процессов.

Цель работы: исследовать познавательные и личностные качества ребёнка школьного возраста для:

· отбора детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью существующих ранее методов;

Страницы: 1 2

История учения о стрессе
Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих. Следует заметить, что понятия «теория» и «модель» используются авторами относительно свободно, без необходимой дифференциации в содержании, что, по-с ...

Цели и методы психотерапии
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно: 1) те ...

Основные формы отношения к болезни и их коррекция
В психиатрии процесс формирования у больного отношения к болезни и всему, что с ней связано, анализируется не очень широко. В "большой" психиатрии изучаются преимущественно тяжелые формы психозов, при которых грубо измененное сознание является не столько выражением "внутренней картины болезни", сколько самой психичес ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru