Заключение

Проблема адаптации человека к изменяющейся среде становится все более актуальной в психологии. Трудное социально-экономическое положение России в период реформ, военные конфликты, рост преступности, экологические бедствия – вот далеко не полный перечень стрессоров, испытывающих на прочность психику современного человека. Именно поэтому в данной работе была сделана попытка обобщить богатый теоретический материал, в котором центральное место занимает вопрос адаптации человека. Адаптация – это тот процесс, который позволяет существовать любому живому организму (в том числе и человеку). При изменяющихся параметрах среды адаптация делает возможным поддержание устойчивости внутри организма и сбалансированности системы «организм – среда». Тем самым создаются условия, необходимые для существования, развития и продолжения рода.

При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Причем существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Все уровни адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют функциональное состояние организма.

При исследовании адаптации и ФС выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов систем и органов: релаксация, сон, утомление, оптимальное рабочее состояние. Очень интересным и противоречивым видом ФС является стресс, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. С одной стороны стресс часто рассматривают как неотъемлемую часть адаптационного процесса, и при благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние. С другой стороны – в настоящее время накоплено большое количество данных о деструктивном влиянии стресса разной природы на психическое состояние человека, состояние его здоровья, эффективность его деятельности.

В настоящее время принято разделять стресс на системный и психологический. В данной работе рассмотрен более подробно психологический стресс, так как этот тип стресса наиболее значим для процесса регуляции в жизни человека. В некоторых работах существует разделение психологического стресса на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса связано с ситуациями угрозы, опасности, обиды и др. Подобное деление психологического стресса условно, т.к. данная классификация исходит из основных характеристик стрессоров. Чаще всего в стрессовой ситуации информационный и эмоциональный стресс неразделимы.

Дальнейшая разработка проблемы адаптации и стресса очень важна и в особенности ее практическое направление. Если мы будем глубже понимать процессы, происходящие на этапах стресса, то сможем более полно использовать эти знания для сохранения здоровья (психического и физического) людей, повышение работоспособности, оптимальной организации отдыха и труда.

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня тревожности и социальной адаптации у студентов вузов. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов вузов. В соответствии с вышеизложенными проблемами были сформулированы задачи ...

Выводы
1. Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании морально-психологического климата в коллективе. 2. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы ...

Приложение 2 - Методика С.Я. Рубинштейн по исследованию природы галлюцинаций
С.Я Рубинштейн разработала следующую методику: больным предлагались записанные на магнитофонной ленте слабо различимые звуки, которые носили предметный характер (шелест бумаги, бульканье воды), характер других являлся неопределенным В то время как здоровые испытуемые различали источники звуков, у больных, страдающих или страдавших рань ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru