Понятие об адаптации человекаСтраница 5
Три класса адаптационных проблем, перечисленных выше, могут в известной степени разрешены благодаря влияниям мотивационно-волевой сферы. С другой стороны, они оказывают на нее обратное влияние, изменяя мотивы и цели субъекта, перестраивая привычные способы волевой регуляции. Поэтому проблемы, вызванные нарушением мотивационно-волевой регуляции
, являются проблемами адекватности мотивационно-волевой субсистемы, которая управляет ходом адаптации. Эта проблема может быть локальной, когда речь идет не столько о самой субсистеме, сколько об адекватности ее связей с другими субсистемами. Так, проблема эмоционального дефицита, которая прочно связана с неудачей в процессе деятельности, будет в значительной степени разрешена, если внимание субъекта будет переключено на связь неудачи со снижением уровня активности. Очевидно, что ослабление связи «когнитивный дефицит – эмоциональный дефицит» и усиление связи «ресурсный дефицит – эмоциональный дефицит» более продуктивно в плане последующей коррекции проблемы негативного эмоционального переживания. Подобное разрешение проблем на уровне перестройки связей мотивационно-волевой сферы с остальными субсистемами осуществляется без изменений ее внутренней структуры. Однако, при крайне неблагоприятных условиях деятельности может встать глобальная проблема «адекватности» механизма, управляющего ходом адаптации. Если это происходит, то для успешной адаптации субъект вынужден пересмотреть собственные тактические и стратегические установки, привычные способы удовлетворения потребностей, модифицировать или изменить связи «мотив – цель», отказаться от типичного стиля переработки эмоциональной информации (прежде всего, негативной), находить дополнительные стимулы, усиливающие ранее латентные мотивы и, напротив, ослаблять стимулы, которые были привычными регуляторами деятельности.
Анализ основных классов проблем, связанных с адаптацией, показал их тесную связь друг с другом. Мы отмечаем также особую роль мотивационно-волевой сферы как источника решения проблем, возникающих в области ресурсного обеспечения, когнитивных стратегий, а также эмоциональной сферы.
Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек – это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальное система и элемент социальной макросистемы. Человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. Поэтому при рассмотрении проблемы адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. В этом ряду психологическая адаптация играет важную роль, в значительной мере оказывая значительное влияние на адаптационные процессы, осуществляемые на иных уровнях. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих уровнях. Выделенные нами три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть ФС организма.
У человека в процессе поддержания адекватных отношений в системе индивидуум – среда, в ходе которого может видоизменится и внутренне состояние человека, и параметры среды, психическая адаптация, по-видимому, играет решающую роль.
Характерологические особенности возраста.
Младший школьный возраст (6-10 лет).
*Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом.
В этот период замедляет ...
Становление личности в юношеском возрасте
Юность
- период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность ...
Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной
дезадаптации учащихся 5-х классов
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальной адаптации учащихся 5-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 ученик ...