Понятие об адаптации человека
Страница 2

Материалы » Психофизиологическая адаптация человека » Понятие об адаптации человека

Анализ современной литературы позволяет говорить о трех основных направлениях исследований, наиболее тесно связанных с проблемой адаптации. [5]

К первому относятся преимущественно клинико-психологические исследования, предметом которых является воздействие стрессогенных событий на психосоматическое состояние субъекта. Основной целью здесь является наиболее полное описание симптомов расстройства и их оперативное купирование. Эти работы отличаются выраженной прикладной направленностью и, как правило, включают обобщения богатых эмпирических данных в более или менее стройную концепцию. Отсюда – весьма ограниченный потенциал клинико-психологических исследований, которые не позволяют выделить существенные моменты феномена адаптации в психологическом смысле. Данное направление практически не учитывает контекст конкретной деятельности субъекта, которая является мощным потенциалом адаптации.

Второе направление исследований адаптации представлено в основном работами физиологов и гигиенистов, которые изучают реакцию отдельного организма (систем организма) на рабочую нагрузку, либо на неблагоприятные условия деятельности (шум, гипоксия и др.) Адаптация в этих работах понимается как процесс перестройки разных функций организма, направленный на поддержание внутреннего гомеостаза. Преимуществом этого подхода является попытка исследования процесса адаптации с помощью объективных методов (электрофизиологические, биохимические и др.) Несомненным прогрессом можно считать описание стадий адаптации к усложненным условиям деятельности и описание физиологических механизмов, лежащих в основе этих стадий. Однако при анализе стрессогенных ситуаций, которые отличаются комплексным воздействием на человека (а именно это происходит в большинстве случаев в реальной жизни) физиологически ориентированные модели показывают свою ограниченность. Не смотря на попытки включения в эти модели психологических компонентов, оперирование понятиями когнитивных процессов личности, мотивации, воли и др., психологические механизмы адаптации практически не анализируются. Субъект труда, представляется как совокупность функций (порой очень сложных), отвечающих за выполнение данной деятельности, динамика изменения которых при этом остается полностью детерминированной внешними воздействиями. При этом недооценивается активность самого субъекта по перестройке собственных систем регуляции (в том числе на уровне физиологических механизмов), которая составляет ключевое звено процесса адаптации и во многом определяет ее эффективность.

Комплексное изучение психических и функциональных состояний, которое относится к третьему направлению исследований адаптации, в значительной степени восполнило недостаток психологического анализа обсуждаемого феномена. Авторы, опирающиеся в своих исследованиях на традиции психологии труда, стремятся выдвинуть на первый план активность субъекта труда и исходят из вторичности физиологических изменений ФС по отношению к мотивам и целям в процессе адаптации. Последнее отражается в методическом инструментарии исследований, когда объективные электрофизиологические показатели (частота пульса, дыхание, ЭЭГ и др.) дополняются данными субъективной оценки, а так же анализом ряда личностных характеристик и их связи с продуктивностью деятельности. Однако, наряду с определенными успехами возникли трудности в интерпретации взаимосвязей разнообразных показателей.

Начиная с работ Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамических образований, как соотношение между неравновесными системами. Таким образом, в основе представления об адаптации лежит системный подход, который предполагает рассмотрение «субсистем» и «метасистем» несоответствий, которые существуют изолированно друг от друга. Противоречия, созревающие внутри системы, являются своеобразным ответом на давление «извне», и, наоборот, внутренние противоречия инициируют перестройку внешних связей системы, выводящую ее на новое место в контексте более широкой системы и тем самым, на новый виток развития. Так, если мы говорим об адаптации к деятельности в особых условиях, то основным противоречием может являться, например, как несоответствие требований деятельности возможностям и состоянию субъекта, так и несоответствие деятельности субъекта требованиям социума. Структура и динамика адаптации при разрушении первого, либо второго противоречия будет, очевидно, различной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Воспитательный процесс в средней школе. Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом
В законе Российской Федерации "Об образовании" говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения [8]. Согласно А.С. Макаренко "воспитание - это процесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...

Влияние коммуникативного контекста на организацию речи
В изучении дискурса большое значение имеет исследование влияния коммуникативного контекста на организацию речи, психологические процессы, связанные с ее подготовкой и планированием. Эта линия исследований реализуется В.А. Цепцовым. С позиций разрабатываемого подхода коммуникативные переменные столь же важны для понимания речевых процесс ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru