Теоретические основы профессиональной ориентации подростков. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества
Страница 1

Материалы » Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками » Теоретические основы профессиональной ориентации подростков. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества

Слово “профессия” в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и соответствующих качеств личности.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

Первоначальное разделение труда (половое и возрастное) носило естественный характер. В дальнейшем оно в совокупности с действием других факторов, например ростом имущественного неравенства, привело к возникновению классов, противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Рост и углубление разделения труда влияют на развитие производственных отношений. В первобытно-общинном строе произошло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён). Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. В результате появилась вторая общественно-экономическая формация — рабовладельческий строй.

Второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, полонившее начало отдельного города от деревни и возникновению противоположности между ними.

Дальнейшее развитие товарного обмена, зародившегося ещё в период разложения первобытнообщинного строя, повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда - обособление торговли от производства и выделение купечества. В результате появилась новая общественно-экономическая формация – капиталистический строй.

При капитализме в условиях углубления и расширения специализации, увеличение числа отраслей промышленного производства возникает разделение труда внутри предприятий, появляется многочисленное количество новых профессий.

Крупное машинное производство при капитализме привело к росту всё более узкоспециализированных рабочих. Они выполняли определённую постоянную и однообразную, а вместе с тем напряжённую работу. Труд их стал очень утомительным. Зарождается потогонная система капиталистического производства, которая привела даже в условиях хронической безработицы к частой смене рабочими своей профессии.

В конце XIX – начале XX в.в. прогрессивные учёные и общественные деятели пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходимы не только выучка, но и способности, определяющие его профессиональную пригодность. В связи с этим молодым людям, выбирающим профессию, стала необходимой соответствующая помощь.

В XIX в. появились литературные источники, раскрывающие некоторые вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции вышло “Руководство по выбору профессий” (1849; в 1887г. в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И. Кареева “Выбор факультета и прохождение университетского курса”.

Таким образом, зародившееся в конце XIX в. – начале XX в. движение по организации профессиональной ориентации получило свой толчок от требований самой жизни, её социально-экономического развития.

В начале XX в. в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодёжи при биржах труда. Там школьники могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовки к будущей работе. Такие бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д.

Однако, основным методом определения профессиональной пригодности молодого человека был лишь анкетный опрос. Анализ вопросов анкет того времени свидетельствует о том, что бюро заботилось прежде всего об интересах предпринимателей.

Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу.

В 1908г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) “Бюро ориентации” для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профессионального движения. Затем аналогичное бюро в 1910г. было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых человеку различными профессиями, более детальное знание особенностей учащихся. Бюро свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

Страницы: 1 2 3

Личностное развитие детей-инвалидов с нарушением зрения. Особенности развития детей-инвалидов при нарушениях зрения
«Инвалид» - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей К категории детей–инвалидов относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизне ...

Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации. Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуа ...

Проявления неврастении
Три формы. Гиперстеническая форма, с которой дебютирует заболевание, проявляется повышенной психической возбудимостью, выраженной раздражительностью. Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, просто толпа окружающих, многолюдные сборища. Они легко раздражаются, кричат на близких, сот ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru