Раскрытие понятия застенчивости
Страница 2

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм — приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели: 1) локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения — удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; 2) эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми; 3) боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях; 4) избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Страницы: 1 2 3

Последствия возникающих конфликтов.
Исследования семей подростков, не состоящих на клиническом учете, показали, что, несмотря на конфликты, юноши все же чаще характеризуют отношения в семье как теплые, тесные, гибкие, порождающие положительные эмоции (Ваrnes and Olson, 1985; Feldman and Gehring). Исследования же, направленные на определение частоты и интенсивности семейны ...

Методы исследования в психологии.
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль ...

Результаты экспериментов
Методика “Лесенка” показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка. Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнару ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru