Изучение «Я» – концепции и мотивации личностиСтраница 3
Мотивация власти. Под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия и т.п.
С мотивацией власти сопряжены такие явления, как лидерство, влияние людей друг на друга, руководство иподчинение и многие другие феномены. Известно, что для успешного руководства людми недостаточно только одного мотива власти, а требуется сочетание трех мотивов: относительно высоких мотивов достижения и власти и сравнительно низкого мотива аффилиации.
А. Адлер, ученик З. Фрейда, полагает, что мотив власти связан со стремлением человека к превосходству, которое компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Проблема компенсации низкой самооценки, реальных или воображаемых дефектов личности в стремлении к власти свое более полное развитие получила в работах Г. Лассуэлла (1931, 1948).
Мотивации альтруизма. Особый интерес в психологии вызывают мотивы так называемого просоциального поведения. Просоциальное поведение иначе называют альтруистическим (от лат. alter – другой). Оно направлено на защиту интересов и благополучия других людей. Некоторые психологи считают, что за таким поведением стоит особый альтруистический мотив (мотив помощи, заботы о других). От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические. При последних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желанием получить ответную выгоду (принцип «ты – мне, я – тебе»).
Мотивации агрессивности. Альтруистическому мотиву противополо-жен по смыслу мотив агрессивности (от лат. aggredi – нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением физического или психологического вреда другому человеку, обществу.
В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.
От фрустрационной (реактивной) агрессии следует отличать враждебную агрессию, с ее целенаправленно-осознанным стремлением нанести вред другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта иная, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.
Готовность субъекта к агрессивному поведению может быть рассмотрена и как относительно устойчивая личностная черта. Уровень личностной агрессивности определяется как научением в процессе социализации, так и ориентацией на принятые в обществе культурно-социальные нормы (социальная ответственность, учет возмездия за акт агрессии).
Агрессивные действия могут направляться субъектом на себя, принимая форму аутоагрессии (самоповреждения, суицидное поведение и др.). некоторые формы агрессии и аутоагрессии могут служить признаком имеющихся и развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и другие заболевания).
Личность - система социально значимых
качеств индивида, мера овладения им
социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способнос ...
Дауншифтинг – гармония труда
Когда император Диоклетиан (284–305 гг. н.э.) оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Успешный банкир, Гоген бросил карьеру и привычный образ жизни, отправившись на Таити, чтобы посвятить всё своё время живописи.
И сейчас многие удивляются, когда вчерашние топ-менеджеры, преуспевающие ...
Объект конфликта.
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:
q Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
q Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участникам ...