Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология индивидуальности
Страница 3

Материалы » Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола » Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология индивидуальности

IV

. Либертофильный тип.

Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа харектерны: стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!». И они – хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они – хранители свободы, а с этим – жизни. Либертофильному типу присущи: 1) склонность к протесту, бунтарству; 2) предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности); 3) стремление к независимости; 4) склонность к реформаторству, революционным преобразованиям 5) нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я».

VII

. Дигнитофильный тип.

Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность подступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители – хранители чести и достоинства «Я», личности, а с этим – жизни, достойной человека. Для «дигнитофильного типа» характерны: 1) нетерпимость к любым формам унижения; 2) готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства; 3) приоритет чести и гордости над безопасностью; 4) бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами; 5) нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются I и II типы, I и IV типы, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII.

Таким образом, можно выделить семь первичных профилей личности, а с этим – семь врожденных судьбоносных ориентаций, определяющих формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым осуществляющих сам выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание не подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияет на выбор. Реконструкция подавленной или искаженной натуры – основа психотерапии и психосоматического оздоровления.

Итак, инстинкты – фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта.

Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и болезни.

В натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуальные способности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели, – и все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу.

Страницы: 1 2 3 

Восприятие детей дошкольного возраста
Во время перехода от раннего к дошкольной возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влияние продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способности мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их ...

Профилактика алкоголизма и формы оказания пом. больным алк-ом
Все профилактические мероприятия можно подразделить на социальные, социально-медицинские и медицинские, которые различают по частным целям, средствам и эффекту воздействия. Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика (терминология Всемирной организации здравоохранения). Первичная ...

Влияние различных видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что быстро заучивающие ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru