Введение
Актуальность исследования. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.
Современные условия жизни и деятельности человека часто связаны с негативным воздействием на него экологических, социальных, профессиональных и других факторов. Усложнение информационной среды, нехватка времени, интенсивное общение с людьми, рост ответственности за принятые решения на фоне экономической нестабильности мира в целом приводят к повышению физических и эмоциональных нагрузок на человека, ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности, развитию психосоматических заболеваний или невротических расстройств. Это обуславливает интерес исследователей к изучению природы стресса, развитию и формированию стрессоустойчивости, способностей человека совладать с трудностями, предъявляющими повышенные требования к его адаптационным возможностям. При этом сфера изучения профессионального стресса наиболее востребована практикой, поскольку непосредственно связана с сохранностью трудоспособности и психического здоровья квалифицированной части населения. Психологическое благополучие человека с точки зрения позитивной психологии – это не просто отсутствие у него психических или невротических нарушений, это возможность контролировать свою эмоциональную жизнь, акцентируясь преимущественно на переживании позитивных эмоций, способность устанавливать и поддерживать доверительные и длительные отношения со значимыми людьми, и наконец, уметь совладать со стрессом, трудными жизненными ситуациями.
Существует множество способов преодоления и компенсации последствий стресса, увеличения психологических ресурсов человека в его профессиональной деятельности. Одним из таких способов, которому уделено мало внимания при общем признании его источником силы и энергии в любых экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях, является юмор.
Цель исследования – рассмотреть юмор как одну из зрелых психологических защит.
Задачи исследования:
1. Изучить концепции психологической защиты личности.
2. Определить особенности психологической защиты личности в стрессовых ситуациях.
3. Рассмотреть юмор как форму совладающего поведения.
4. Проанализировать основные приемы юмора как психологической защиты и их использование.
Объект исследования – характеристики механизмов психологических защит личности.
Предмет исследования – юмор как форма зрелой психологической защиты.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Куликов Л.В., Киршбаум Э.И., Еремеева А.И., Мартин Р. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Основные подходы к изучению проблемы саморегуляции
Понятие «саморегуляция» получило особое развитие в рамках дифференциальной психофизиологии.
Дифференциальную психофизиологию интересуют, прежде всего, формально-динамические особенности поведения человека, в том числе интеллектуальные. Общая задача дифференциальной психологии заключается в выявлении индивидуальных различий в саморегуля ...
Записки
А теперь я предлагаю вам написать записки, они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должны быть анонимными. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые вас посетили, до анонимных писем конкретному человеку. Приступайте. Ваши записки мы прочтём на последнем занятии. ...
Анализ и интерпретация результатов
В исследовании, посвященном проблемам взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации студентов к обучению в вузе, по методикам Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), в выборке студентов в возрасте от 18 до 23 лет. Получилис ...