Позиционные и конфликтные справедливостиСтраница 8
Таким образом, справедливость как вариант понятия нормы отражает социально-средовое ее наполнение. Суть справедливости заключается в сбалансированном отношении обмена услуг или взаимных потребностей, возникающих в коллективных отношениях. Понятия "справедливость" и "норма" носят либо абсолютный, либо относительный характер. Перенос относительного содержания, соответствующего определенным социально-средовым условиям, на другие приводит к возникновению противоречий, порождающих конфликтные ситуации.
Установление социально-средовой наполненности содержания справедливости может быть достигнуто при контроле за обменом "что я даю?" и "что получаю?". Такой контроль можно осуществлять путем регистрации результатов контролируемого обмена и оценки значимости произведенных взаимоотношений с последующей обработкой таблиц регистрации. Данную операцию можно; производить как вручную, так и с помощью компьютера.
Систематический учет и контроль определенных социально-средовых взаимоотношений, отражающих распределение результатов совместной деятельности с учетом конкретного обмена "что даю? " - "что получаю?", позволяют установить назревающий конфликт, причины и формы его разрешения. Наличие такой информации позволяет более успешно управлять производственным процессом.
В зависимости от долевого соотношения в обмене "что даю?" - "что получаю?" можно осуществить классификацию форм поведения не только отдельного индивидуума, но и группы с выявлением таких признаков поведения, как альтруизм и эгоизм. Последние являясь следствием социальных отношений, порождают различные представления о справедливости одного и того же распределения результатов обмена, что приводит к развитию конфликта.
Различные представления о справедливости распределения результатов совместной деятельности со стороны отдельных индивидуумов либо социальных групп в целях соблюдения общего равновесия (нормы), приводят к необходимости введения определенных принудительных мер в организации перераспределения и контроля за его протеканием. Необходимость наличия принудительных мер в обеспечении норм коллективных отношений или статистических норм поведения является объективным фактором возникновения конфликтных ситуаций между индивидуальной и коллективной нормами поведения.
Любая форма принуждения оценивается как несправедливые действия и вызывает определенную степень напряженности или конфликтную ситуацию. Необходимость пребывания в коллективных взаимоотношениях делает этот конфликт, скрытым или латентным.
Существующая неточность во взаимопонимании справедливости распределения конечного, совместно добытого результата, порождает определенную толерантность во взаимоотношениях. Неточность или толерантность в оценке реальной ситуации является фактором, определяющим возможную сложность организации как межличностных, так и групповых отношений.
Целенаправленное изменение толерантности во взаимопонимании, как отдельных индивидуумов, так и групп может быть использовано в управлении процессом развития конфликтной ситуации. Наличие строгой аналитической закономерности, определяющей сложность структурной организации системы, и толерантность ее элементов позволяет моделировать динамику межличностных или групповых отношений.
Описание методик
Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28)
Цель: оценить свои карьерные ориентации.
Инструкция: используя систему оценок от 1 (совершенно неважно) до 10 (исключительно важно), укажите насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений.
Таблица 2 - Обработка результатов пр ...
Стресс в нашей жизни
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.
Что такое стресс, как он возникает и как влияет на организм человека?
Стресс представляет собой ...
Восприятие детей дошкольного возраста
Во время перехода от раннего к дошкольной возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влияние продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способности мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их ...

