Гений З. Фрейда
Страница 1

. Человек страдает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них . (З. Фрейд).

Фрейд был первым психологом - теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности. Фрейд полагал, что базовое формирование личности происходит к концу пятого года жизни, а в последующие годы развиваются уже базовые структуры. Развитие происходит на основе четырех источников напряжения: процессов физиологического роста; фрустраций; конфликтов; угроз. Под влиянием огромного разнообразия исходящих из этих источников напряжений, личность находится в постоянном движении, поиске новых способов редукции напряжения. Этим положением объясняется стремление развивающей педагогики создать проблемную ситуацию и систему противоречий в учебном процессе.

Педагогика в свое время стыдливо отмахнулась от Фрейда, который вскрыл душевное подполье и попытался объяснить, почему “лучшее вижу, хвалю, но, к дурному - влекусь”. В психоаналитической теории заложены громадные теоретические ценности, которые станут достоянием научной практики. К примеру, педагогические средства должны быть направлены на то, чтобы использовать, скрытые в бессознательном, возможности и способности. До тех пор, пока педагогическая психология будет ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы не найдем ключ к воспитанию и развитию личности. Фрейд показал, что в структуре здоровой психики содержатся болезненные элементы, проявляющиеся в “патологии обыденной жизни". Человек по природе своей антисоциален. Он устремлен к реализации своих стремлений, влечений, желаний, страстей. А общество - это враждебное окружение, которое контролирует поток желаний и препятствует их осуществлению. Не потому ли воспитательные цели не реализуются, а нормы культуры не выполняются? Но если и выполняются, то в борьбе между желаемым и должным. Как принцип удовольствия согласовать с принципом реальности? Через психологические защиты - механизмы глубокой психической мотивации.

Ближайшие причины воспитательного эффекта скрыты в бессознательном. Но, процессы, начинающиеся в бессознательном, находят продолжение в сознании. И, наоборот, многое в рациональных действиях вытесняется в бессознательное. Признавая роль бессознательного в развитии и обучении, преподаватель и психотерапевт должен так организовать сознательные процессы, чтобы вызвать процессы бессознательные. Методы, формы, стили, технологии, которыми владеет психолог, педагог, - есть проводники в бессознательное. Надо относиться к бессознательному, как фактору, который призван помочь нам понять самих себя, смягчить болезненные противоречия между индивидуальными склонностями и требованиями культуры, которые несет с собой развитие цивилизации.

Меняются формы общения, критерии оценки социального опыта, отношения к индивидуальности, рациональности. То обстоятельство, что есть “”ОНО", и есть конфликт, между “ОНО” и “СВЕРХ - Я”, заставляет искать компромиссные формы поведения. Необходимо учиться компромиссу, согласию.

Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Он оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Это влияние проявляется через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини ("Ночи Кабирии", "Восемь с половиной", "Аморкорт", "Репетиция оркестра", "Джинджир и Фред"), И. Бергмана ("Осенняя соната", "Фани и Александр"), в прозе А. Мердок ("Дикая роза"), в произведениях М. Булгакова, живописи С. Дали и др. Без психоанализа представить себе и понять литературу, кино, живопись, музыку, философию, просто обыденную жизнь в Европе и Америке просто невозможно. Представления о его психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры ХХ века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.

Страницы: 1 2

Исследование межличностных отношений младших школьников. Организация и методы исследования
Задачами нашего исследования являются: 4. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения». 5. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника. 6. Выявление социометрического статуса младших школьников. Диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников мла ...

Основные принципы запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот ...

Виды суицида
Самой распространенной классификацией самоубийств в социологии является предложенная Дюркгеймом, в основе которой лежат социологические критерии – указание причин, по которым человек идет на самоубийство. Эгоистическое самоубийство. Этот тип самоубийства чаще всего связан с семейными проблемами. Например, отсутствие детей часто привод ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru