Зигмунд Фрейд
Страница 2

В одной из самых блестящих и глубоких работ "Будущее одной иллюзии" Фрейд рассмотрел проблему отношения религии и психоанализа. В данном аспекте своей философии Фрейд оказался дальновиднее, мудрее и "религиознее" многих религиозных идеологов. Он раскрыл психологические корни религии, показав, что она является повторением детского опыта, возникает из беспомощности человека противостоящим силам природы и внутренним инстинктивным силам. Он говорит, что религия опасна, потому что освящает дурные человеческие установление, ставит зависимость этики от веры и лишает нравственность перспективы. Фрейд показал, что запрет на критическое мышление в отношении хотя бы одного предмета (религии) приводит к оскудению критической способности человека в других сферах мышления и затрудняет применение разума в целом. Однако его духовность и связь с выдающимися религиозными учениями несомненна. Фрейд считал, что цель человеческого развития - в достижении таких идеалов, как знание (разум, истина, логос), братская любовь, в облегчении страданий, обретении независимости и ответственности. Тем самым он защищает этическое ядро религии и критикует её сверхъестественные стороны.

Фрейд оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Представления о психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры 20-го века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.

Наиболее важно то, что идеи Фрейда изменили и саму психологию человека, а не только науки о нем. Стефан Цвейг писал: “Фрейдовские мысли . свободно обращаются в крови эпохи и языка; отчеканенные им формулы кажутся сами собой понятными; требуется, собственно говоря, большее напряжение для того, чтобы мыслить, вне их, чем для того, чтобы мыслить ими" /25/.

Фрейд распространил психоанализ на сферу мировоззрения и показал его собственную силу в этой области. Подобно И. Канту, который сделал странное соединение "звездного неба над головой" и нравственного закона в нас, он поставил в центр науки и научного мировоззрения ирреальную субстанцию - душу. Фрейд писал в лекции "О мировоззрении": "… дух и душа суть такие же объекты научного исследования, как и какие-либо не присущие человеку вещи. Психоанализ имеет особое право сказать здесь слово в защиту научного мировоззрения, потому что его нельзя упрекнуть в том, что он пренебрегает душевным в картине мира. Его вклад в науку как раз и состоит в распространении исследования на область души" /17/.

Фрейд обосновал две основные противоположные движущие силы - “Эрос" и “Танатос” (жизнь и смерть; стремление к саморазрушению и самосохранению). На этих противоположно направленных влечениях - "влечении к жизни" и "влечении к смерти" основаны все деструктивные процессы в человеке и социуме. Эрос ученый рассматривал в широком смысле, как стремление к жизни. Отводя ему центральное место, он писал, что процесс культуры является делом эроса, который стремится объединить отдельных индивидов, затем семьи, затем племена, расы и нации в один большой союз - в человечество. И почему это должно быть так, мы не знаем. Это просто работа эроса. Эти массы должны быть объединены при помощи либидо. Сама по себе одна только необходимость и преимущества совместного труда не могут удержать людей вместе.

Психоанализ дал науке понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как "либидо" (сексуальное влечение). Центральная идея Фрейда - идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. При чем не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал и не предлагал за каждым образом непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем случае она несомненна.

С. Цвейг писал по поводу утверждения Фрейда о том, что истоки некоторых неврозов следует искать в сексуальных проблемах так: “В продолжение целого столетия половой вопрос находится в Европе под карантином. Он не отрицается и не утверждается, не ставится и не разрешается, он потихоньку отставляется за ширмы. Организуется громадная армия надсмотрщиков, одетых в форму учителей, воспитателей, пасторов, цензоров и гувернанток, чтобы оградить юношество от всякой непосредственности и плотской радости . Следствием такого, целое столетие длящегося заговора - прятать свое “Я” и его замалчивать - является беспримерно низкий уровень психологической науки . А невежественность всегда влечет за собой жестокость ." [25].

Страницы: 1 2 3

Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако и ...

Организация исследования представлений студентов о карьере. Процедура исследования
Исследование проводилось в марте 2010 г. Исследование носило групповой характер. Каждый участник получал индивидуальный пакет методик с прилагаемыми к нему бланками. Время работы было не ограничено. Участникам предъявлялся пакет методик, давалась инструкция, и предлагалось ответить на вопросы. Исследование занимало в среднем 30 минут. ...

Выводы
1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают: · возрастные психофизиологические изменения; · изменение социально-профессиональной ситуации; · качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru