Зигмунд Фрейд
Страница 2

В одной из самых блестящих и глубоких работ "Будущее одной иллюзии" Фрейд рассмотрел проблему отношения религии и психоанализа. В данном аспекте своей философии Фрейд оказался дальновиднее, мудрее и "религиознее" многих религиозных идеологов. Он раскрыл психологические корни религии, показав, что она является повторением детского опыта, возникает из беспомощности человека противостоящим силам природы и внутренним инстинктивным силам. Он говорит, что религия опасна, потому что освящает дурные человеческие установление, ставит зависимость этики от веры и лишает нравственность перспективы. Фрейд показал, что запрет на критическое мышление в отношении хотя бы одного предмета (религии) приводит к оскудению критической способности человека в других сферах мышления и затрудняет применение разума в целом. Однако его духовность и связь с выдающимися религиозными учениями несомненна. Фрейд считал, что цель человеческого развития - в достижении таких идеалов, как знание (разум, истина, логос), братская любовь, в облегчении страданий, обретении независимости и ответственности. Тем самым он защищает этическое ядро религии и критикует её сверхъестественные стороны.

Фрейд оказал грандиозное влияние на искусство и творчество. Представления о психоанализе осознанно или неосознанно входят в наше сознание, определяют наши поступки, становятся нашим духовным опытом. Многие ученые считают, что именно Фрейд в наибольшей степени определяет лицо всей мировой психологической науки. Прежде всего, тем, что именно он переместил психологическую науку с периферии в центр, в самое ядро человеческой культуры. Психоанализ входит в любой феномен гуманитарной культуры, а сам Зигмунд Фрейд стал таким же универсальным символом культуры 20-го века, как Эйнштейн, Пикассо, Хемингуэй, Чаплин, Станиславский и еще немногие избранники.

Наиболее важно то, что идеи Фрейда изменили и саму психологию человека, а не только науки о нем. Стефан Цвейг писал: “Фрейдовские мысли . свободно обращаются в крови эпохи и языка; отчеканенные им формулы кажутся сами собой понятными; требуется, собственно говоря, большее напряжение для того, чтобы мыслить, вне их, чем для того, чтобы мыслить ими" /25/.

Фрейд распространил психоанализ на сферу мировоззрения и показал его собственную силу в этой области. Подобно И. Канту, который сделал странное соединение "звездного неба над головой" и нравственного закона в нас, он поставил в центр науки и научного мировоззрения ирреальную субстанцию - душу. Фрейд писал в лекции "О мировоззрении": "… дух и душа суть такие же объекты научного исследования, как и какие-либо не присущие человеку вещи. Психоанализ имеет особое право сказать здесь слово в защиту научного мировоззрения, потому что его нельзя упрекнуть в том, что он пренебрегает душевным в картине мира. Его вклад в науку как раз и состоит в распространении исследования на область души" /17/.

Фрейд обосновал две основные противоположные движущие силы - “Эрос" и “Танатос” (жизнь и смерть; стремление к саморазрушению и самосохранению). На этих противоположно направленных влечениях - "влечении к жизни" и "влечении к смерти" основаны все деструктивные процессы в человеке и социуме. Эрос ученый рассматривал в широком смысле, как стремление к жизни. Отводя ему центральное место, он писал, что процесс культуры является делом эроса, который стремится объединить отдельных индивидов, затем семьи, затем племена, расы и нации в один большой союз - в человечество. И почему это должно быть так, мы не знаем. Это просто работа эроса. Эти массы должны быть объединены при помощи либидо. Сама по себе одна только необходимость и преимущества совместного труда не могут удержать людей вместе.

Психоанализ дал науке понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как "либидо" (сексуальное влечение). Центральная идея Фрейда - идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. При чем не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал и не предлагал за каждым образом непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем случае она несомненна.

С. Цвейг писал по поводу утверждения Фрейда о том, что истоки некоторых неврозов следует искать в сексуальных проблемах так: “В продолжение целого столетия половой вопрос находится в Европе под карантином. Он не отрицается и не утверждается, не ставится и не разрешается, он потихоньку отставляется за ширмы. Организуется громадная армия надсмотрщиков, одетых в форму учителей, воспитателей, пасторов, цензоров и гувернанток, чтобы оградить юношество от всякой непосредственности и плотской радости . Следствием такого, целое столетие длящегося заговора - прятать свое “Я” и его замалчивать - является беспримерно низкий уровень психологической науки . А невежественность всегда влечет за собой жестокость ." [25].

Страницы: 1 2 3

Контроль поведения
Контроль поведения – это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека, которая включает как ближайший контекст его существования (где он живет, с кем общается, что ест, когда спит), так и поведение (выполнение различных задач, отправление ритуалов и т.д.). Контроль поведения проявляется в самых разных формах, вклю ...

Процедура и комплекс методов исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на морально-психологический климат.
Специфика управления людьми /в отличие от «управления вещами»/ состоит в том, что многое здесь не поддается прямым измерениям, точным количественным оценкам, значительная часть причинно–следственных связей скрыта за внешними проявлениями и поступками людей. Подобная ситуация приводит к неоднозначности процесса управления как объекта изу ...

Механизмы изменения мотивации
Существуют общие закономерности изменения мотивации, которые можно назвать механизмами изменения мотивации. Это такие механизмы как сдвиг мотива на цель, сдвиг мотива на средство и механизм принятия и усвоения социальных ролей. Остановимся подробнее на первом механизме, поскольку изменение мотивации и во втором и в третьем механизмах из ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru