История возникновения научного интереса к
сновидениямСтраница 2
Великие психоаналитики и неофрейдисты Адлер, Фромм, Берн, Роджерс, Маслоу, Перлз вслед за Фрейдом стремились более основательно проработать проблему сновидений. [2] Неоценимый вклад в понимание сновидений внес Карл Густав Юнг, значительно расширив и дополнив их мифологическим и духовным содержанием. Аналитическая психология Юнга пролила новый, дополнительный свет на сущность сновидений.
По прошествии времени становится понятно, что сами теоретические концепции Фрейда и Юнга - это не нерушимые аксиомы, не всегда хорошо, в строго научном смысле, поддающийся эмпирическому подтверждению и научной доказательности, и не объясняющие всеобщие принципы работы психики и сознания (но мифы, работающие в определенных плоскостях человеческого бытия).
Важным событием в 1927 г. явилось открытие Ганса Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика — энцефалограммы. В 1937 г. А. Лумис, Э. Харвей и Дж. Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Было выявлено 5 фаз сна: 0 — дремота; 1 — легкий сон; 2 — полуглубокий сон; 3,4 — глубокий сон.[4]
И только в 1953 г. Э. Азеринский и Н. Клейтман (чикагский университет) открыли глазную активность во время сна, что конкретно соответствует фазе сновидений. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. Было разработано множество других методов исследования сновидений с помощью различных приборов, но все они давали информацию сугубо физиологического характера, и хотя такие исследования значительно продвинули науку в понимании возникновения и прохождения сновидений, но по настоящему они не привели к серьезному открытию их природы и роли в жизни человека и не дали исчерпывающих объяснений этого феномена.
Такая ситуация длится и на современном этапе. Все новые созданные теории сновидений являются производными от двух фундаментальных научных подходов к их изучению: психоаналитического и физиологического. Эти современные теории сна не превосходят гения Павлова и Фрейда-Юнга.
Хотя в последнее время наметился некоторый перелом в этом направлении, он связан в начале 80-х годов с подлинно научным (обоснованным) открытием, обнаружением особого типа сновидений - осознанных сновидений, по-другому: люцидных, прозрачных, ясных или управляемых. [5] Этот вид сновидений отличается качественно от прочих остальных тем, что в них присутствует, функционирует наше полное, дневное сознание. Во сне мы можем быть сознательны и понимать, что видим сон, а значит, сознательно мыслить, действовать, намеренно перемещаться. Изучение осознанных сновидений очень перспективно и таит в себе неограниченные потенциальные возможности в понимании природы психического и сознания. Такие сны связаны и с паранормальными явлениями, и со сверхпсихическими способностями личности, и с глобальными открытиями в целом в науке будущего, и с применением их в разных областях деятельности человека (медицина, образование, криминалистика, история, государственная безопасность).
Руководители, добивающиеся результатов
Многие менеджеры ошибочно полагают, что стиль руководства тесно связан с самой личностью, нежели чем является стратегическим выбором. Вместо того, чтобы выбирать тот один стиль, который подходит их темпераменту, им следует спросить, какой стиль лучше всего подходит для нужд конкретной ситуации.
Исследования показали, что наиболее успеш ...
Субъекты и участники конфликта.
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны.
Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.
В ход ...
Психология профессионального межличностного общения
Межличностные отношения, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевы ...