Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога
Страница 1

Материалы » Детский психолог в физкультурной деятельности дошкольника » Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи (1997), за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей[12].

Исследованиями Е.А. Пимоновой (1990) установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста[13].

По мнению А.Б. Лагутина (1994), работа по единой, жестко регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития[14].

В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

На основе средств ритмической гимнастики нами разработана программа сюжетных занятий по физической культуре для детей 5-7 лет. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений.

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

При разработке программы сюжетных занятий мы попытались сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Разработанная нами программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Страницы: 1 2 3 4

Проблема конфликта в психологической науке. Понятие конфликта
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей ...

Вспыльчивость
Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребё ...

Соотношение клинических и патопсихологических характеристик шизофренического дефекта
На клиническом уровне были выделены характерные для шизофрении негативные изменения психики: аутизм, эмоциональная недостаточность, снижение психической активности, диссоциация психической деятельности на всех ее уровнях, которая проявляется в странности и необычности поведения, дефиците критичности при относительной сохранности формаль ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru