Собственно психологические методы
Страница 2

Материалы » Дифференциальная психология » Собственно психологические методы

Возрастно-психологические методы "поперечных" и "продольных" срезов.1. "Поперечные" срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А. Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными "срезами", т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

2. "Продольные" (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах - более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты - графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Тестирование - краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются).

1. Тесты способностей.

2. Тесты умений и навыков.

3. Тесты восприятия.

4. Мнения (интересы, социальные установки).

5. Эстетические тесты.

6. Проективные тесты.

7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях).

8. Игровые тесты.

Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютерной обработки.

Страницы: 1 2 

Тактика спец-та с.р. при оказании коррекционной помощи подросткам
В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно. В условиях средней школы бы ...

Тест «Семейный конфликт»: жена – генерал вражеского полка, семья – неприятельский бастион.
Эта методика, автором которой является психолог О. Абакумова[4], позволяет определить, насколько в семье распространяется власть жены над мужем. Вопросы предназначены для женщин. Им предлагается постепенно, от мелких неприятностей к крупным, пройти весь путь до самой критической точки – разрыва и выяснить, не «перегнули ли они палку» в ...

Развитие межличностных отношений младшего школьного возраста в группе сверстников
К группе сверстников относится и группа сверстников младшего школьного возраста. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru