Психологические особенности кризисов профессионального становленияСтраница 4
						Каковы же способы преодоления этого кризиса? Психологические исследования последних лет показывают, что пожилые люди могут активно противостоять наступлению беспомощной старости. Л.И. Анциферова отмечает, что условием преодоления развивающегося кризиса может стать определение областей приложения накопленного опыта, в которых можно получить подтверждение своей полезности, нужности. «Новые старики» могут осваивать и новые профессии, не говоря уже о совершенствовании в привычных сферах профессиональной деятельности1. Пожилые люди могут, наконец, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т.п. Главное — насытить жизнь активной деятельностью. В настоящее время актуальным становится обеспечение полноценной социально-профессиональной деятельности пожилых людей2.
Мы рассмотрели основные нормативные кризисы профессионального становления личности. Каждый из них отличается своеобразием профессиональной ситуации развития и индивидуально окрашенными способами выполнения ведущей деятельности. Решающее значение в возникновении кризисов на первых стадиях профессионального становления имеют объективные факторы: смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной ситуации. На последующих стадиях все большую роль играют субъективные факторы: изменение «Я-концепции», перестройка профессионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и самоосуществлении, т.е. личность сама становится инициатором кризисов профессионального развития. Продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что профессионализм личности перерастает саму деятельность (табл.21).
Помимо нормативных кризисов профессиональное становление сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильные эмоциональные переживания и часто приобретают отчетливо выраженный кризисный характер.
К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-
Таблица 21 Кризисы профессионального развития личности
| Кризис | Факторы, обусловливающие кризис | Способы преодоления кризиса | 
| Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) Кризис профессионального выбора (16-18 лет) Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) Кризис профессионального роста (23-25 лет) Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) 
 Кризис утраты профессиональной деятельности (55— 60 лет) Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет) | Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Коррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформация Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью | Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности | 
Проявления неврастении
	 
Три формы. Гиперстеническая форма, с которой дебютирует заболевание, проявляется повышенной психической возбудимостью, выраженной раздражительностью. Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, просто толпа окружающих, многолюдные сборища. Они легко раздражаются, кричат на близких, сот ...
	
Глава IV.
	 
Основная цель данной главы – установить понятие «ошибочные действия», рассмотреть виды ошибочных действий, подтверждая теорию примерами из повседневной жизни. 
Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить с помощью схем психоанализа. И действительно, он сумел найти толкование  ...
	
Учитель в напряженных условиях
	 
Для того, чтобы перейти к эмпирическому исследованию необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему, предложенную Орлом В.Е. 
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание р ...
	


 Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года)
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года)