Основные подходы к изучению личности преступника
Страница 2

Материалы » Личность преступника » Основные подходы к изучению личности преступника

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения; профилактики преступлений. При этом, однако, личность преступника центральная в том смысле, что ее криминологические особенности первичны, поскольку являются источником, субъективной причиной преступных действий. Если говорить о целенаправленной коррекции поведения, то его невозможно изменить, если указанные особенности останутся прежними.

Во-первых, криминогенные черты личности формируются под воздействием названых факторов. Однако «закрепленные» в личности, они превращаются в самостоятельную силу, преуменьшать значение которой не следует. Во –вторых, совершению преступления могут способствовать, даже провоцировать на это ситуационные обстоятельства, внешняя среда. На, как известно, одна и та же ситуация воспринимается и оценивается разными людьми по - разному. В конечном итоге в механизме индивидуального преступного поведения личность преступника играет ведущую роль по отношению к внешним факторам. Поэтому совершение преступления точнее было бы рассматривать не только как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией, в котором они выступают в качестве равнозначных «партнеров». Преступление есть следствие, реализация криминогенных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуативными факторами.

Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек указанный законом срок наказания. Действительное же его исправление, если под этим понимать положительную перестройку системы нравственных и психологических особенностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может иметь место значительно позже отбытия наказания или вообще не наступить. В последнем случае нужно говорить не о личности преступника, а о личности, представляющей общественную опасность.

Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. В сфере криминологических интересов находятся алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и другие непреступные антиобщественные явления и соответственно личность тех, кто совершает такие поступки. Все это служит базой научно обоснованной системы профилактики преступлений, в том числе ранней, но изучение указанных лиц выходит за пределы личности субъекта преступления. В предмет криминологии входят не только личность собственно преступника, но и тех, кто может стать на преступный путь, что исключительно важно для борьбы с преступность.

Криминология не определяет задачи, пределы и инструментарный исследований личности преступника, осуществляемых другими науками. Криминология может брать на себя функции междисциплинарного познания, поскольку личность преступника входит в ее предмет.

Страницы: 1 2 3 4

Теория когнитивного диссонанса. Основной принцип теории когнитивного диссонанса
В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его у ...

Профессиональная консультация
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультир ...

Методы и приёмы улучшения памяти человека. Упражнения для развития памяти по Ф.Лёзеру. Тренировка запоминания логически не связанного текста
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер. 1. Украинец 11. Масло 2. Э ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru