Основные подходы к изучению личности преступника
Страница 2

Материалы » Личность преступника » Основные подходы к изучению личности преступника

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения; профилактики преступлений. При этом, однако, личность преступника центральная в том смысле, что ее криминологические особенности первичны, поскольку являются источником, субъективной причиной преступных действий. Если говорить о целенаправленной коррекции поведения, то его невозможно изменить, если указанные особенности останутся прежними.

Во-первых, криминогенные черты личности формируются под воздействием названых факторов. Однако «закрепленные» в личности, они превращаются в самостоятельную силу, преуменьшать значение которой не следует. Во –вторых, совершению преступления могут способствовать, даже провоцировать на это ситуационные обстоятельства, внешняя среда. На, как известно, одна и та же ситуация воспринимается и оценивается разными людьми по - разному. В конечном итоге в механизме индивидуального преступного поведения личность преступника играет ведущую роль по отношению к внешним факторам. Поэтому совершение преступления точнее было бы рассматривать не только как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией, в котором они выступают в качестве равнозначных «партнеров». Преступление есть следствие, реализация криминогенных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуативными факторами.

Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек указанный законом срок наказания. Действительное же его исправление, если под этим понимать положительную перестройку системы нравственных и психологических особенностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может иметь место значительно позже отбытия наказания или вообще не наступить. В последнем случае нужно говорить не о личности преступника, а о личности, представляющей общественную опасность.

Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. В сфере криминологических интересов находятся алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и другие непреступные антиобщественные явления и соответственно личность тех, кто совершает такие поступки. Все это служит базой научно обоснованной системы профилактики преступлений, в том числе ранней, но изучение указанных лиц выходит за пределы личности субъекта преступления. В предмет криминологии входят не только личность собственно преступника, но и тех, кто может стать на преступный путь, что исключительно важно для борьбы с преступность.

Криминология не определяет задачи, пределы и инструментарный исследований личности преступника, осуществляемых другими науками. Криминология может брать на себя функции междисциплинарного познания, поскольку личность преступника входит в ее предмет.

Страницы: 1 2 3 4

Особенности отношения к себе у застенчивых дошкольников
В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку — целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и ...

Коррекция нарушений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности. Выявление особенностей младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой д
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида с.Амурзет. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет. Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушением интеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспекте была проведена диа ...

Роль лидера в создании психологического климата коллектива
Психология группы людей относится к психологии общества как часть к целому. Она является проявлением духовной жизни конкретного сообщества людей в общественно – исторических условиях. Психология каждого данного коллектива – это слепок с психологии общества, нации, к которым принадлежит коллектив, органической частью которых он является. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru