Классификация видов отклоняющегося поведения. Проблема классификации поведенческих расстройств.

Материалы » Отклоняющееся поведение - понятие и виды » Классификация видов отклоняющегося поведения. Проблема классификации поведенческих расстройств.

Одной из форм научного анализа психологической реальности является классификация ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

В то же время систематизации существуют и широко используются в

рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три подхода к проблеме поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

В рамках социально- правового подхода в сваю очередь выделяются социологическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные, которые группируются по нескольким направлениям:

А) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

Б) по значению последствий-негативные (вызывающие вредные последствия и создающие опасность) и позитивные;

В) по субъекту-отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп;

Г) по объекту-экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;

Д) по длительности-единовременные и длительные;

Е) по типу нарушаемой нормы-преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства, проституция, хулиганство, коррупция, терроризм, расизм, геноцид, и т.д.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время нормам и законам. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Преступления в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие критерии: небольшой тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие.

По характеру действий преступления делятся так же на: преступления против личности, против экономики, против гос. службы, против мира и безопасности человека. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются классификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения.

Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство. Это в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. Понятие «отклоняющегося поведения» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучение учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьный, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптаци наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о наиболее распространенных поведенческих отклонениях сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной-социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление пситхотропных веществ (алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

Еще более запутан вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация и т. д

К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняющемося поведению как к нездоровому.

В научной литературе по вопросам девиантного поведения так же господствует подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности можно только психологически-воздействуя на саму личность. Очевидно, что специалист должен четко дифферинцировать два ведущих подхода к проблеме поведенческих отклонений-психологический и клинический.[2]

Эмпирическое исследование влияния эмпатии на стиль руководства у менеджеров. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства с целью анализа практикуемых и предпочитаемых стилей руководства и их влияние на эмоциональный интеллект. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: уровень эмпатии у менеджеров опоср ...

Практическая часть. Методики изучения уровня психологической готовности студента
Задачей данных методик является выявление уровня психологических знаний и умений студентов применять эти знания на практике, т.е. насколько у студентов сформирован уровень познавательной и мотивационной готовности, какой вид мотивов является доминирующим при выборе профессии педагога, насколько им интересна педагогическая деятельность в ...

Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов
Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989). Социальн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru