Определение внимания

Определение

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость

– способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность

– способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость

– перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение

– способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем

– размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

Глава IV.
Основная цель данной главы – установить понятие «ошибочные действия», рассмотреть виды ошибочных действий, подтверждая теорию примерами из повседневной жизни. Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить с помощью схем психоанализа. И действительно, он сумел найти толкование ...

Кратковременная и долговременная память.
Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память. Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием. Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связа ...

Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося
Для того чтобы исследовать зависимость мотивации учеников, в частности мотивации к достижению, от сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся со всеми подростками проводится тестирование по модификации опросника А. Мехрабиана.[12] Представленный тест служит для диагностирования мотивов личности подростка: мотива стремления к успе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru