Глава III.
Страница 1

Автор данной работы поставил перед собой задачу раскрыть в этой главе особенности становления психоанализа, историю развития этой отрасли психологии.

История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, где в 30-е годы XX века была полностью запрещена психоаналитическая теория и даже практика, на протяжении шестидесяти лет она не принималась по идеологическим соображениям, и только в 90-е годы психоанализ возродился. И, тем не менее, история становления и развития психоаналитического движения имеет свои особенности, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с несогласиями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

Первым фундаментальным трудом по психоанализу можно по праву считать книгу «Толкование сновидений», 1900. Но первый тираж был всего 600 экземпляров и, чтобы раскупить их все, потребовалось 8 лет. Следующие труды были более популярны и получали все большее распространение в широких научных кругах, вызывая одобрение у многих психологов мира. Вместе с тем всегда находились и критики, не принимавшие теорию психоанализа. Несмотря на это, в 1902 году было создано небольшое общество «Психологическое общество по средам», которое позднее сменило имя на «Венское психоаналитическое объединение». Имена практически всех членов объединения известны в мире как имена ведущих психологов и аналитиков.

Психоанализ получил свое распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы.

Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных странах мира происходило использование их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.

Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.

Бывшие сторонники Фрейда оказывались от его учения, создавая свои собственные. Так, в начале 1911 года А. Адлер выступил в Венском психоаналитическом обществе с жесткой критикой идей Фрейда. Продолжительные дискуссии завершились выходом А. Адлера и, позднее, образованием Общества свободного психоанализа». Позднее созданное Адлером направление получило название индивидуальной психологии.

Разногласия вставали даже между хорошими друзьями З. Фрейда. После публикации работы К. Г. Юнга, во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления, идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года. В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии.

Страницы: 1 2

Социальные представления о карьере у студентов 3 курса
Результаты исследования по опроснику «Якорь карьеры» Э. Шейна позволили изучить ценностные ориентации в карьере. В результате исследования была составлена сводная таблица данных. Сводная таблица данных обрабатывалась нами с помощью описательной статистики. Таблица 5 - Результаты описательной статистики Показатели Кол-во респон. ...

Адаптация студентов к учебной деятельности
Обучение в вузе — сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей (Б.В. Задорожный, О.Н. Сараджева, В.А. Гаврилова, М.В. Бакина, А.И. Кузнецова, и др.). Нередко студенты поступают в высшие учебные заведения уже со сниженным уровнем здоровья. Физическая под ...

Психология профессионального межличностного общения
Межличностные отношения, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru