Профессиональный авторитет и самоутверждение специалистаСтраница 2
Основу лидерства составляет психологический механизм состязательности. В этом смысле и борьба за лидерство может проявляться в разных и даже противоположных формах.
При соревновательных отношениях выдвижение лидера происходит на основе действительных и конструктивных, соответствующих интересам социальной группы, осуществляемой деятельности, достоинствах и качествах лидера. Когда же лидер перестает оправдывать ожидания группы, происходит его безболезненная, основанная на добровольном согласии замена другим лидером.
При конкурентных отношениях в борьбе за лидерство могут использоваться недозволенные, безнравственные, не в полной мере соответствующие групповым ожиданиям средства и способы в таком случае лидер обычно пытается любыми способами не только утвердить себя, но и всячески поддерживать, отстаивать свое лидерство и добровольно от него обычно не отказывается. Такое лидерство чаще всего бывает в криминальных и других асоциальных структурах, организациях, системах отношений. Вполне очевидно, что в производственных и других общественно значимых организациях такое лидерство малоэффективно и чаще носит социально-разрушительный характер.
В психологии различают и другие разновидности лидерства (и соответственно типы лидеров):
лидерство в малой социальной группе, контактной социальной среде (производственный коллектив, студенческая группа, школьный класс, семья и т.п.) – парное лидерство: лидер в борьбе с другими претендентами и непосредственном контактном взаимодействии с ними доказывает свое право на лидерство и добивается признания, поддержки окружающих;
- фронтальное лидерство: преподаватель и аудитория, оратор на митинге и т.п.;
- иерархическое лидерство: в политических партиях, профсоюзных организациях и других иерархически организованных структурах.
В зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективе выделяют три основных вида лидерства:
1) деловое, когда лидер способен организовать группу на решение значимой для нее задачи;
2) эмоциональное, связанное преимущественно с тем, что лидер налаживает необходимые взаимоотношения между членами группы, выступает своеобразным арбитром возникающих недоразумений во взаимоотношениях, сглаживает конфликтные ситуации и создает в микрогруппе необходимую нравственно-психологическую атмосферу;
3) смешенное, когда лидер совмещает обе названные выше функции. Такое лидерство чаще всего имеет место в устойчивых, длительно функционирующих группах, и особенно характерно для групп с отрицательной, антиколлективной направленностью в деятельности.
Одним из факторов самоутверждения, оказывающим влияние на его характер и успешность, является авторитет.
Авторитет ( в переводе с лат. – сила, власть, влияние) – одна из форм взаимоотношений, Под авторитетом понимают влияние человека (или группы лиц) на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним. Без авторитета не возможна никакая организация, его наличие – одно из основных условий успешного руководства людьми.
Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста (юриста, учителя, инженера и т.п.).
Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных особенностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач. При этом ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека, степень их соответствия требованиям деятельности и ожиданиям людей.
Выделяют две взаимосвязанные стороны авторитета: объективную Ао и субъективную Ас:
А = Ао + Ас
Объективная сторона авторитета включает в себя: авторитет должности – Ад, возраста – Ав, стажа работы – Аср, профессии – Апр, ученой степени – Ауч.ст., ученого звания – Ауч.зв. и т.п.
Ао = Ад + Ав + Аср + Апр + Ауч.ст. + Ауч.зв…
Разновидностью, гранью объективного авторитета выступает административный, должностной, социально-статустный авторитет: авторитет политической власти, экономического присуждения и даже насилия, административного, правового влияния руководителя и т.д. При таком авторитете осуществляются отношения людей, в которых происходит, с одной стороны, воздействие, чьей либо воли, господствующей воли, а с другой – подчинение этой воле. Например, специалист подчиняется воле руководителя, ребенок – воле родителя, военнослужащий – воле командира и т.п. При таком авторитете подчинение воле другого обычно ведет к снижению меры ответственности исполнителя, сужению его инициативы, творчества, самостоятельности.
Субъективная сторона в авторитете личности (так называемый моральный, личностный авторитет) выступает интегральным синтезом личностных качеств человека: профессионально деловых – Кпд – профессиональное мастерство, добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость и др.; нравственных – Кн – честность, порядочность, отзывчивость, товарищество и др.; политических – Кп , организаторских – Ко, коммуникативных – Кк, педагогических – Кпед и др.:
Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к
школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное воспитание ребёнок ...
Механизмы психологической защиты и их адаптивная и дезадаптивная роль
Понятие психологическая защита приобрело существенное значение во всех направлениях психологии и психотерапии. При заболеваниях с биологическими механизмами развития болезнь всегда рассматривали как результат действия вредоносных факторов и механизмов «физиологической защиты», направленных на восстановление нарушенного гомеостаза органи ...
Классификация методов психотерапии и особенности их использования для детей,
подростков, пожилых
3 психотерапевтических направления: 1) динамическое; 2) поведенческое (бихевиористское); 3) гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое).
Общим для перечисленных направлений является их ориентация на личность и личностные изменения, а не тот или иной симптом болезни. Так, к динамическому (психодинамическому) направлению относятся ...