Введение

Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки.

Психология в переводе с греческого – учение о душе («псюхе» - душа, «логос» - учение, знание). Это наука прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общности людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А.В.Петровский). Традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявления психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общности людей.

Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах жизни, занимается различными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей.

Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.

Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его деятельности, формирование и развитие личности. К.Д.Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.

Каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые функции (учителя, врача, юриста, руководителя, матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных связей и отношений. Все многообразие этих связей и отношений людей можно свести к шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие и одностороннее действие, несодействие, противодействие. Очевидно, что наиболее приемлемой формой является взаимное содействие людей при решении ими профессиональных и других социальных задач. Что же касается взаимного несодействия, то это наиболее приемлемая форма взаимодействия людей в общественных местах их пребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т.п.).

В ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическая сторона социального взаимодействия людей, которая и является предметом социальной психологии.

Психокоррекционная работа по снижению конфликтного поведения подростков
Проблема преодоления подростковой конфликтности в настоящее время имеет еще очень большое поле для изучения. Современная жизнь в силу экономической нестабильности, кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенности в будущем характеризуется усиленной конфликтной заряженностью. Ряд социально-психологических исследовани ...

Перспективы психоаналитического направления в психологии личности
1. Психоанализ, как метод исследования и психотерапии. Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Её влияние испытывают такие области как антропология, искусство, религия, экономика, история, образование, философия, социология, криминалистика. К методам психоанализа относится сравнительн ...

Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца сво ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru