Типология кризисов личности
Страница 1

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.

В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвящен­ной кризисам психического развития детей, убедитель­но показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности1.

Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического

Таблица 20 Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)

Стадия

Психосоциальное развитие

Сильная сторона личности

1

Младенчество (0-1 год)

Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности (доверие — недоверие)

Надежда

2

Раннее детство (1-3 года)

Самостоятельность против чувства вины и страха порицания (автономия — стыд, сомнение)

Сила воли

3

Возраст игры (3-6 лет)

Личная инициатива против чувства вины и страха порицания (инициативность — чувство вины)

Целенаправленность

4

Младший школьный возраст (6-12 лет)

Предприимчивость против чувства неполноценности (трудолюбие — чувство неполноценности)

Компетентность

5

Подростковый возраст — ранняя юность (12-19 лет)

Идентичность против смешения идентичности (эго-идентичность — ролевое смешение)

Верность

6

Юность

(20-25 лет)

Интимность против изоляции (интимность — изоляция)

Любовь

7

Взрослость (26-64 года)

Продуктивность против застоя, поглощенности собой(продуктивность — застой)

Забота

8

Старость (65 лет-смерть)

Целостность, универсальность против отчаяния (эго-интеграция — отчаяние)

Мудрость

развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.

Страницы: 1 2 3

Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Социальная, или личностная, готовность ...

Введение.
В потоке внешних раздра­жителей люди обычно воспринимают лишь то, что ук­ладывается в «координатную сетку» уже имеющихся зна­нии и представлений; остальную информацию они бессозна­тельно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к об­щепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть ...

Понятие суицида
Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверх ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru