Типология кризисов личностиСтраница 1
В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.
В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвященной кризисам психического развития детей, убедительно показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности1.
Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического
Таблица 20 Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)
|
№ |
Стадия |
Психосоциальное развитие |
Сильная сторона личности |
|
1 |
Младенчество (0-1 год) |
Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности (доверие — недоверие) |
Надежда |
|
2 |
Раннее детство (1-3 года) |
Самостоятельность против чувства вины и страха порицания (автономия — стыд, сомнение) |
Сила воли |
|
3 |
Возраст игры (3-6 лет) |
Личная инициатива против чувства вины и страха порицания (инициативность — чувство вины) |
Целенаправленность |
|
4 |
Младший школьный возраст (6-12 лет) |
Предприимчивость против чувства неполноценности (трудолюбие — чувство неполноценности) |
Компетентность |
|
5 |
Подростковый возраст — ранняя юность (12-19 лет) |
Идентичность против смешения идентичности (эго-идентичность — ролевое смешение) |
Верность |
|
6 |
Юность (20-25 лет) |
Интимность против изоляции (интимность — изоляция) |
Любовь |
|
7 |
Взрослость (26-64 года) |
Продуктивность против застоя, поглощенности собой(продуктивность — застой) |
Забота |
|
8 |
Старость (65 лет-смерть) |
Целостность, универсальность против отчаяния (эго-интеграция — отчаяние) |
Мудрость |
развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.
Тактика специалиста социальной работы при оказании коррекционной помощи пожилым
людям
Психосоциальная работа с пожилыми и старыми людьми считается одной из самых сложных в физическом, психологическом, социальных аспектах. К старости человек приходит с багажом старых и новых проблем. С ним остаются все индивидуальные черты характера, темперамента, личностные особенности и модели поведения, которые он использовал в различн ...
Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Те
или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых - причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается ...
Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих
детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества
межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн
Авторами была проведена диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков, обучающихся в 7 классах школы-интерната №126 г.Екатеринбурга. В обследовании приняли участие 12 детей, было сформировано две группы:
1группа-экспериментальная-слабослышащие подростки с нарушениями интеллекта:
-Павел К.
двусторонняя сенсоне ...

