Типология кризисов личности
Страница 1

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.

В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвящен­ной кризисам психического развития детей, убедитель­но показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности1.

Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического

Таблица 20 Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)

Стадия

Психосоциальное развитие

Сильная сторона личности

1

Младенчество (0-1 год)

Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности (доверие — недоверие)

Надежда

2

Раннее детство (1-3 года)

Самостоятельность против чувства вины и страха порицания (автономия — стыд, сомнение)

Сила воли

3

Возраст игры (3-6 лет)

Личная инициатива против чувства вины и страха порицания (инициативность — чувство вины)

Целенаправленность

4

Младший школьный возраст (6-12 лет)

Предприимчивость против чувства неполноценности (трудолюбие — чувство неполноценности)

Компетентность

5

Подростковый возраст — ранняя юность (12-19 лет)

Идентичность против смешения идентичности (эго-идентичность — ролевое смешение)

Верность

6

Юность

(20-25 лет)

Интимность против изоляции (интимность — изоляция)

Любовь

7

Взрослость (26-64 года)

Продуктивность против застоя, поглощенности собой(продуктивность — застой)

Забота

8

Старость (65 лет-смерть)

Целостность, универсальность против отчаяния (эго-интеграция — отчаяние)

Мудрость

развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.

Страницы: 1 2 3

Тактика специалиста социальной работы при оказании коррекционной помощи пожилым людям
Психосоциальная работа с пожилыми и старыми людьми считается одной из самых сложных в физическом, психологическом, социальных аспектах. К старости человек приходит с багажом старых и новых проблем. С ним остаются все индивидуальные черты характера, темперамента, личностные особенности и модели поведения, которые он использовал в различн ...

Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольни­ков. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех ак­тов, цель которых - причинить вред сверстни­ку, в то время как у других детей отмечается ...

Комплексная диагностика и коррекция межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта. Диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков с сохранным и нарушенн
Авторами была проведена диагностика качества межличностных отношений слабослышащих подростков, обучающихся в 7 классах школы-интерната №126 г.Екатеринбурга. В обследовании приняли участие 12 детей, было сформировано две группы: 1группа-экспериментальная-слабослышащие подростки с нарушениями интеллекта: -Павел К. двусторонняя сенсоне ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru