Типология кризисов личностиСтраница 1
В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.
В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвященной кризисам психического развития детей, убедительно показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности1.
Развитие кризисных явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст — всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического
Таблица 20 Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)
№ |
Стадия |
Психосоциальное развитие |
Сильная сторона личности |
1 |
Младенчество (0-1 год) |
Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности (доверие — недоверие) |
Надежда |
2 |
Раннее детство (1-3 года) |
Самостоятельность против чувства вины и страха порицания (автономия — стыд, сомнение) |
Сила воли |
3 |
Возраст игры (3-6 лет) |
Личная инициатива против чувства вины и страха порицания (инициативность — чувство вины) |
Целенаправленность |
4 |
Младший школьный возраст (6-12 лет) |
Предприимчивость против чувства неполноценности (трудолюбие — чувство неполноценности) |
Компетентность |
5 |
Подростковый возраст — ранняя юность (12-19 лет) |
Идентичность против смешения идентичности (эго-идентичность — ролевое смешение) |
Верность |
6 |
Юность (20-25 лет) |
Интимность против изоляции (интимность — изоляция) |
Любовь |
7 |
Взрослость (26-64 года) |
Продуктивность против застоя, поглощенности собой(продуктивность — застой) |
Забота |
8 |
Старость (65 лет-смерть) |
Целостность, универсальность против отчаяния (эго-интеграция — отчаяние) |
Мудрость |
развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.
Причины, типология и структура конфликта
Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных ...
Совладание с жизненными трудностями
Совладание с жизненными трудностями — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют стратегии совладания с жизненными трудностями, которые используются в р ...
Организация исследования.
Исследование проходилось на экспериментальной базе МОУ ДОД «Детской школы искусства» и МОУ «СОШ №5» города Воркуты; сроки проведения исследования апрель – июль 2007 года.
Выборку составили 120 учащихся (возраст 8-16 лет): 80 человек в возрасте 8-12 лет, 40 человек в возрасте 13-16лет.
Исследование проводилось в групповой форме, на ста ...