Влияние нервной системы на темперамент человека
Страница 2

Понятие темперамент должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуально-психологических особенностей.

Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов, т.к. свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, то они в какой-то степени зависят от наследственного фактора. Наследственный фактор влияет на психические свойства темперамента двояким образом: морфологическими особенностями нервной системы и физиологическими свойствами типа. Но хотя свойства темперамента имеют наследственное происхождение, они в ряде случаев претерпевают более или менее резкое изменение в результате прижизненных условий. Условия могут быть следующие:

Ø тяжелые соматические болезни, особенно перенесенные в раннем детстве;

Ø в результате некоторых оздоровительных мероприятий;

Ø в результате психологических конфликтов, пережитых в подростковом возрасте;

Ø в результате резкого ухудшения бытовых материальных условий в подростковом возрасте;

Ø при резком изменении объективных условий жизни и воспитания в подростковом возрасте.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате жизненных внешних условий могут произойти качественные изменения психических свойств, которые резко изменяют психологическую характеристику темперамента.

Таким образом, по данной главе следует сделать вывод, что большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретической модели, и детерминировано особенностями факторной обработки исходных характеристик темперамента. Следовательно, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии.

Страницы: 1 2 

Человек как предмет общей психологии.
Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека. Но когда, как в данном случае, в отличие ...

Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований. Интенциональные основания вербальной коммуникации
Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального ...

Экспериментальное исследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет. Программа экспериментального исследования
Теоретический анализ проблемы психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7 лет показал, что она освещается обычно авторами при упоминании такого фактора, как тип родительского отношения, который играет немаловажную роль в психологической готовности ребенка к обучению в школе. Изучить более подробно влияние этого фактора н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru