Проблема конфликта в психологической науке. Понятие
конфликтаСтраница 2
Нормативно-оценочный подход к конфликту претерпел существенные изменения: от фокусирования исключительно на негативных сторонах и стремления во чтобы то ни было избегнуть конфликта (зафиксированного в обыденном сознании «худого мира, который лучше доброй ссоры») до слогана «конфликт — это не обязательно плохо». Все большее понимание находят идеи о: 1) неизбежности (а потому естественности как интра-, так и интерсубъектных конфликты) и 2) функциональной значимости конфликтов.
Позитивное влияние конфликта на личность может проявиться в интенсификации самопознания и социального познания; в ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т. д.; на группу — в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр.
Негативное влияние конфликта на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки, снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу — в отрицательной групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности. Кроме того, конфликты могут оказывать положительное и отрицательное влияние на межгрупповое взаимодействие. Тем не менее «хороший конфликт» — это вовремя и правильно разрешенный конфликт [57].
Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения
противоположности норм и ожидании, институтов и групп» [21].
Таким образом, для социального конфликта характерны: 1) необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры. 2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В перовом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором - о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону. 4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом. 5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны [39].
Практическая часть. Характеристика
объекта исследования. Состав группы
Преступая к характеристике объекта исследования, мы должны отметить, что нашей целью является проверка гипотезы, о том, что сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося увеличивает позитивную мотивацию к обучению и снижает дисциплинарные трудности. В частности мы исследуем влияние сотрудничества и сотворчества педагога и учащегося ...
Понятие
педагогической деятельности. Структура и понятие педагогической деятельности
Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности, необходимо разобраться с понятием педагогическая деятельность (Что это такое? Что она включает? В чем состоит ее суть?)
Педагогическая деятельность
— особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколени ...
Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6–7
лет
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкол ...