Введение
Страница 1

Социально-экономические и политические преобразования, продолжающиеся в нашей стране на протяжении последних 20 лет, привели к увеличению общей социальной виктмизации и криминализации населения (Ривман Д.В., 2000; Мудрик А.В., 1997; Сафиуллин Н.Х., 1995; Антонян Ю.М., 1990; Полубинский В.И., 2001; Репецкая А.Л., 1994; Рыбальская В.Я., 1994 и т.д.). Учитывая, что для многих потерпевших то обстоятельство, что они стали жертвой преступления, не является случайным, а подготовлено их поведением, личностными особенностями (в том числе и связанными с возрастом), условиями воспитания и жизненным опытом, то есть, детерминировано наличием определенных виктимных предрасположенностей, становится необходимым рассмотрение виктимного поведения жертвы.

Результаты анализа различных подходов к пониманию виктимности (Л.В. Франк 1971г; В.И. Полубинский 1977, 1979, 1980; В.П. Коновалов 1982; В.Я. Рыбальская 1983, 1984; Ситковский А.Л. 1998; Д.В. Ривман, В.С. Устинов 1998, 2000; А.В. Туляков 2000 и т.д.) позволили выявить несогласованность в определении основных виктимологических терминов и понятий. Классификация различных вариантов виктимности приводит к пониманию наличия как общей виктимности (К. Миядзава), зависящей от социальных ролевых и гендерных характеристик жертвы, так и специфической виктимности, реализующейся в установках, свойствах, атрибуциях личности.

В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э.А., 1991; Морозова И.Г., 1992; Кузнецов И.В., 1994 Догадина М.А., Пережогин Л. О; Кудрявцев И.А., 1988; В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук). Однако необходимость в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении (Гурьева В.А., 1991). До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих паттернов поведения у подростков, не ставших жертвой криминальной ситуации. Практически нет хоть сколько-нибудь удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность человека. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятии, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала в виде ригидных паттернов виктимного поведения.

Понимая распространенность явления виктимной деформации личности, важность его изучения для решения задач прикладной психологии, криминологии, разработки вопросов профилактики, мы предприняли данное исследование, нацеленное на построение цветового профиля жертвы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации общества, решения задач формирования здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью виктимологической профилактики и коррекции. Так в последние годы проблема насилия подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия вообще, выявлением социополитических, культурных, психологических и биологических факторов, способствующих сохранению насилия и передачи его из поколения в поколение: становится необходимым рассмотрение второй стороны этого процесса - виктимного поведения жертвы.

Цель исследования -

выявление цветового профиля лиц виктимного поведения.

Задачи

:

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

2. Выявить психологические особенности виктимного поведения жертвы

3. Провести эмпирическое исследование цветового профиля лиц и виктимного поведения.

4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.

Объект исследования

- подросток.

Предмет исследования -

воля и самооценка.

Гипотеза исследования - выбор серого цвета у подростков влияет на склонность к виктимному поведению.

Методологическая основа исследования:

Методологическую основу исследования составляют классические виктимологические концепции (Ганса фон Гентига и Бенджамина Мендельсона, Л.В. Франк, Д.В. Ривман, Б. Холыст, Е. Центров и В.И. Шиканов, В.И. Полубинский).

Методы исследования:

на теоретическом уровне применялись следующие методы: анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. На эмпирическом уровне - метод тестирования, реализованный в виде методики цветового теста Люшера и Андронникова.

Страницы: 1 2

Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра. Опыт социально-педагогической деятельности по формированию
Помимо школьных объединений, в организации досуга детей могут принимать участие досуговые центры, действующие за периметром школы, на территории города, в котором расположено учебное заведение. Содержание деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий: - культурно-зрелищные программы с активны ...

Агрессивность: понятие, причины возникновения и формы ее проявления
Одним из видов проявления деструктивного поведения является агрессивность. В современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий. Например, Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению,Х. Дельгадо считает, что ...

Народная игрушка
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эт ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru