Заключение
Страница 1

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности неслышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха-социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений.

А в связи с своеобразием психического и интеллектуального развития слабослышащих детей с нарушениями интеллекта, характер и способность к позитивным межличностным отношениям отличаются у них от слабослышащих детей с сохранным интеллектом, поэтому цель социализации, а значит и формирование социально зрелых межличностных отношений, становится более значимой.

В своей работе мы изучили особенности межличностных отношений детей различных категорий (с нормальным слухом и интеллектом, с нарушениями слуха, с нарушениями интеллекта); выделили параметры, характеризующие качество межличностных отношений, подобрали методики для диагностики; в группе слабослышащих подростков с нарушениями интеллекта провели комплексную диагностику с целью выявления особенностей межличностных отношений; составили и провели коррекционные занятия с подростками с нарушениями интеллекта; с целью выявления эффективности коррекционных занятий провели контрольный эксперимент; проанализировали динамику межличностных отношений после проведенных занятий.

Констатирующий эксперимент показал, что все исследуемые параметры в экспериментальной группе (слабослышащие дети с нарушениями интеллекта) значительно отличаются от контрольной группы (слабослышащие дети с сохранным интеллектом). В экспериментальной группе подростки имеют более низкий социометрический статус (предпочитаемых в группе детей с нарушениями интеллекта-3 человека, в группе детей с сохранным интеллектом-6 человек, принятых 2 и 1 соответственно); только у трех из пяти положительная социовалентность; гораздо ниже, чем в норме взаимность контактов (77 % и 92 % соответственно); эмоционально-психологический климат снижен; очень высокий уровень конфликтности отмечен у 35 % подростков в группе с нарушениями интеллекта (только у 12 % детей в группе детей с сохранным интеллектом); коммуникативные качества (общительность, доминирование в группе сверстников, наличие дружеского отношения, социальная адекватность поведения ) заметно ниже; в средствах коммуникации преобладают жесты; в классе больше дезадаптивных учащихся (3 в экспериментальной группе и 2 в контрольной); положительные оттенки настроений менее выражены (радость-25.8 % и 44.9 %, спокойствие-25.8 % и 40.9 % соответственно), скука наоборот более выражена-22.9 % и 20.5 %.

С целью коррекции характера межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта, нами были проведены коррекционные занятия, направленные на развитие коммуникативной компетентности, повышения уровня доброжелательности, снижение конфликтности, раскрытие положительных качеств друг друга, развитие эмпатии, сплочение коллектива.

Контрольный эксперимент показал, что после проведенных коррекционных занятий в отношениях подростков появились небольшие положительные сдвиги. У двух человек повысился социометрический статус. У всех членов класса появилась положительная социовалентность. Взаимность контактов повысилась с 77 % до 89 %. Уровень конфликтности снизился с 35 % до 12 %. По наблюдениям учителя снизилась тяга детей к уединению, одиночеству; коллектив стал дружнее, терпимее; дети стали больше помогать друг другу; ребята стали увереннее, чаще стали общаться друг с другом; у них появились новые друзья в классе.

Слабая динамика обусловлена своеобразием психического и умственного развития детей, тяжестью структуры дефекта этих детей, ограниченными временными рамками.

Наше исследование показало возможность получения положительных результатов в процессе целенаправленного формирования положительных межличностных отношений у слабослышащих детей с нарушениями интеллекта. Таким образом, цель работы достигнута, а следовательно гипотеза подтвердилась.

Работать над оптимизацией межличностных отношений слабослышащих детей с нарушениями интеллекта должен весь педагогический состав, работающий с классом (учителя, воспитатель, психолог).

Страницы: 1 2

Глава третья. Юридические выводы
I . Наполеон, после тщательного изучения действий Конвента, сказал: "les crimes collectifs n'engagent presonne" (массовые преступления не вменяемы). Но эта фраза являлась только констатированием факта; она не была, да и не могла быть, научной истиной. Наука ясно понимает, что неответственность за преступления, совершенные с ...

Информация, которую можно собрать при профессиографическом анализе
1. Информация о самой профессии (работе). А.Производственные задания. Б.Производственные процессы. В.Используемые машины, инструменты, оборудование, материалы. 2. Информация о результатах деятельности работника. А.Произведенная продукция или предоставленные услуги. Б.Производственные нормы (сроки, качество и т.д.) 3. Инфо ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня тревожности и социальной адаптации у студентов вузов. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации студентов вузов. В соответствии с вышеизложенными проблемами были сформулированы задачи ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru