Введение
Страница 1

Актуальность проблемы изучения личностного развития ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых, наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Согласно данным ООН, каждый десятый из живущих на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации здоровья, почти 20% детей имеют непатологические, пограничные отклонения от психической нормы.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможностей для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.

В России, как и во всем мире, также наблюдается рост числа инвалидов, превращение их во все более значительную в количественном отношении социальную группу.

Во-вторых, обращение к данной теме обусловлено тем, что процесс личностного формирования здесь отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и даже педагогического происхождения, острота которых непосредственно определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенок с ограниченными возможностями нуждается в специальной профессиональной помощи педагогов и психологов, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к серьезным, а подчас и необратимым последствиям.

К сожалению, в настоящее время возможности для осуществления эффективной коррекционно-развивающей и социализирующей помощи детям-инвалидам весьма ограничены.

Сложившаяся практика подготовки специалистов в области коррекционной педагогики лишь отчасти отвечает современным требованиям и стандартам и не в полной мере обеспечивает теоретическую, практическую и психологическую готовность тех, кто призван ее осуществлять. Одной из причин низкой эффективности социально-адаптационных мероприятий является недостаточная теоретическая разработанность проблемы.

И, наконец, исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания личности ребенка, что необходимо для последующего интегрирования его в общество.

Цель исследования - изучить особенности самооценки и уровня притязаний у подростков-инвалидов по зрению.

Для успешной реализации цели выделены следующие задачи:

1. Анализ литературы посвященной личностному развитию детей–инвалидов по зрению.

2. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний детей-инвалидов по зрению.

3. Изучение особенностей развития детей-инвалидов при нарушениях зрения.

Объект исследования - группа детей подросткового возраста с нарушениями зрения; предмет изучения - особенности самооценки и уровня притязаний.

В ходе работы выдвинута следующая гипотеза: у подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная.

Вопросы развития личности ребенка-инвалида затрагиваются в ряде педагогических, психологических и дефектологических исследований (Т.Ю. Андрущенко, Г.В. Бурменская, Г.В. Грибанова, И.В. Дубровина, Л.В. Занков, О.А. Карабанова, К.С. Лебединская, Л.П. Носкова, М.М. Райская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). Различные аспекты педагогических, психологических и социальных проблем реабилитации рассматривались в работах Э.М. Александровской, В.Л. Багрицкого, С.А. Беличевой, Н.Б. Берхина, А.В. Гордеевой, В.П. Кащенко, В.В. Ковалева, И.А. Коробейникова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, А.А. Смирнова и др. Специальным вопросам коррекционной педагогики посвящены труды М.И. Никитиной, Л.М. Кобриной, Р.И. Лалаевой, Н.М. Назаровой, Л.С. Волковой, Г.Н. Пенина и др. Реабилитационный и коррекционный потенциал художественной деятельности раскрыт в диссертационных исследованиях и монографиях А.З. Свердлова и В.П. Кантора.

Страницы: 1 2

Экспериментальная проверка эффективности технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
Основные направления работы с младшими школьниками, повещавшими фольклорный ансамбль досугового центра определялись особенностями формирования речевой деятельности на занятиях и репетициях, спецификой языкового материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащихся начальной школы, необходимых для успе ...

Приложения
Приложение 1 Составные части конфликта Приложение 2 МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. РОКИЧ) ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас Вам будет предъявлен набор суждений. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана как отдельное суждение. Вн ...

Ритуал прощения
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания» Занятие 2. Кто я? Цель: создать в группе атмосферы доверия и открытости. Задачи: активизировать процесс самопознания, помочь участникам в раскрытии своих сильных сторон, помочь им «раскрыться». 1. Ритуал ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru