Процедура и комплекс методов исследования индивидуально-психологических
качеств и стиля деятельности руководителя в аспекте влияния на
морально-психологический климат.Страница 3
Собственную модель оценки управленческого персонала приводит авторский коллектив /под ред. Г.Х Попова/ в работе «Оценка работников управления» /1976г./
Методика состоит из трех разделов:
1. Оценка работника:
а/ оценка знаний
б/ оценка навыков и умений
в/ оценка черт характера
2. Оценка процесса его труда
а/ оценка затрат времени
б/ оценка сложности труда
3. Оценка результатов труда
а/ оценка результатов индивидуального труда работника
б/ оценка работника с точки зрения его вклада в управленческие показатели работы аппарата
в/ оценка работника
Предложенный метод можно рассматривать как достаточно комплексную систему профессионального отбора управленцев.
Нельзя найти двух людей совершенно одинаковых по своим психологическим, личностным свойствам. Говоря о психологических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, белее или менее устойчивые ее особенности.
Еще в 20-е годы В.В. Добрынин в работе «Основы научного управления предприятиями и учреждениями», обобщая отечественный и зарубежный опыт вывел некоторый набор качеств идеального руководителя и предложил /с учетом этих качеств/ методы отбора последних. Так, при первом опыте, проанализировав качества, предложенные Файолом, Керженцевым, Кенделем, Лазурским, Остальде, Витке, Тейлором, он составил «Сводку требований к идеальному руководителю», которая состояла из 4-х разделов.
1. Творческие качества, необходимые для управления:
а/ любовь к делу
б/ инициатива и творческие способности
в/ значительный круг общих знаний
г/ здравый смысл и умение согласовывать полет мысли с реальностью
и т.д. всего 7 качеств
2. Качества, необходимые для реализации планов:
а/ здоровье
б/ энергия, активность
в/ настойчивость
и т.д. всего 7 качеств
3. Качества, необходимые для успешного управления подчиненными:
а/ знание функций предприятия и отделов
б/ умение предоставить задачу в целом, расчленить и составить порядок решения
в/ умение подобрать хороших сотрудников
г/ умение планировать
и т.д. 12 качеств
4. Необходимые социально – полезные качества
а/ чувство долга
б/ честность
в/ забота об общем интересе
Далее В.В. Добрынин предлагает следующую схему отбора руководителей, включающую в себя:
1. личную беседу с кандидатом и заполнение анкеты
2. ознакомление с документами
3. ряд испытаний, как лабораторного /тесты/, так и естественного характера.
Проблема психологических качеств руководителя имеет в психологической науке давнюю историю. Еще в первой трети нынешнего столетия в зарубежной психологической школе оформилась так называемая теория «черт лидера». Согласно данной теории, необходимо изучать лидеров в различных социальных группах, выяснить, какие психологические характеристики им присущи. В итоге лидерство объясняется наличием совокупности определенных психологических черт личности.
Разработка теории, получившей название «теории черт» была начата Г.Оллпортом и Р.Кеттелом. Г.Оллпорт заложил основы теории, а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов или черт личности. Он же заложил основу современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем – 16 – факторный тест Кеттела.
Тревожность. Анализ и состояние проблемы
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает на внутренние причины.
Изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Прежде все ...
Проблемы разводов в современном обществе. Развод как социально-психологический
феномен и критическое событие в жизни
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то ...
Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер
. [16, с.124]
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприя ...